Млечный Путь
Сверхновый литературный журнал


    Главная

    Архив

    Авторы

    Приложения

    Редакция

    Кабинет

    Издательство

    Магазин

    Журнал


    Стратегия

    Правила

    Уголек

    Конкурсы

    FAQ

    ЖЖ

    Рассылка

    Озон

    Приятели

    Каталог

    Контакты

    Конкурс 1

    Аншлаг

    Польза

Рейтинг@Mail.ru

скачать программу для скачивания музыки в одноклассниках http://odnoklassniki-zip.ru/
odnoklassniki-zip.ru



Абасали  Рустамов

"ЛУННЫЙ МАСТЕР" МУКАННА

    "Уйду не навсегда, и не случайно
     Вернусь в кровавых отблесках зари,
     И в честь мою, с усердием и тщаньем
     По всей Земле воздвигнут алтари…"
     (Томас Мур. "Лалла Рук".
    


    
     При равномерном вращении круглого сосуда вокруг вертикальной оси, поверхность содержащейся в нем жидкости приобретает форму параболоида вращения. Такая форма является идеальной для главного зеркала телескопов-рефлекторов. Это хорошо известное физическое явление в 1908 году было положено знаменитым физиком Робертом Вудом в основу его ртутного телескопа. "Самое бесполезное" изобретение ученого принесло ему большую популярность. Его телескоп, представляющий собой установленное на дне колодца вращающееся блюдо с ртутью, стал сенсацией. Стоя на краю колодца, люди смотрели вниз и поражались видом звезд, которые сияли, как яркие электрические лампы, висящие в воздухе.
     "Новый телескоп раскроет загадки Вселенной. Населен ли Марс?", "Ртутное зеркало, изобретенное гением из Балтимора, приближает Луну к Земле до нескольких миль" - такими заголовками пестрели страницы ведущих газет. Эти выдержки взяты из книги Вильяма Сибрука "Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории".
     В начале ХV века Абд ар-Рашид аль-Бакуви (выходец из Баку) в своей книге "Сокращение (книги о) "памятниках" и чудеса царя могучего" описывал события 700 летней давности, происходившие в городе Нахшаб (ныне Керш около Самарканда), в сильной степени напоминающие балтиморские события:
     "(110) Нахшаб - известный город в Хорасане. Там много святых и мудрецов. Отсюда происходит мудрец Ибн аль-Мукаффа', вырывший колодец, из которого выходила Луна. Люди видели ее, и она походила на Луну (настоящую). Это стало известно повсюду, и люди стекались в Нахшаб, чтобы увидеть Луну, и дивились ей. Невежественные люди считали его волшебником, но это было не что иное, как инженерная хитрость и отражение лучей Луны: на дне колодца нашли большой таз, наполненный ртутью. И в итоге все это привело к удивительному чуду, о котором везде говорили, и оно прославилось так, что люди упоминали об этом в стихах и поговорках..."
     Здесь, так сказать, комментарии излишни. Очевиден факт состоявшегося научного открытия, заключающийся в том, что найдены веские доказательства телескопических наблюдений, проводимых в 70-80-е годы VIII века Муканной (почему не Мукаффой, а Муканной, см. прим.*.). Учитывая специфику источников историографии, осложненную в данном случае большой отдаленностью по времени первоисточника (XV век) и описываемого события (VIII век) и неизвестной научной тематикой (наблюдения Луны телескопом), данное сообщение Бакуви можно отнести к классу наиболее точных и научно достоверных.
     Можно считать простительными заблуждения Бакуви относительно инженерных достоинств устройства Муканны. Он считал, что в колодце Муканны имело место отражение Луны от плоской зеркальной поверхности ртути. Бакуви упустил из виду то, что таким простым способом нельзя было удивить многочисленную толпу людей. (Люди давно знакомы с явлением зеркального отражения с поверхности воды и других жидкостей. Поэтому, нигде в мире не удивляются, когда ночью на дне колодцев или у других водоемов встречают Луну.) Он не смог и не мог понять, что похожее на настоящую, большую Луну изображение может давать только вогнутая поверхность зеркала, т.е. фактически ртутный телескоп. Такие поверхности дают яркие и увеличенные изображения, которые видны невооруженным глазом только из определенного положения. Ничего не знающие о подобных зеркалах люди в ночное время подходили к колодцу, вырытому у подножия Синама и, посмотрев вниз, видели прямо перед глазами яркую и большую Луну. И они верили, что блестящая на небосводе настоящая Луна выходит из колодца Муканны.
     Наряду с рукописью аль-Бакуви существуют многочисленные исторические и художественные произведения, повествующие о "ложной" луне, о "луне Нахшаба", о "луне Сиям". Низами Гянджеви (1141-1209) в поэме "Хосров и Ширин" трижды обращался метафоре "нахшабской луны":
     "…Что он у всех ручьев был в предрассветной рани,
     Что смастерил луну, уподобясь Муканне,..."
     "…Нет, не луна она, а зеркало и ртуть.
     Луны Нехшебской — стан. Взглянуть! Еще взглянуть!..."
     "…Кто трон твой захватил? Ведь это лишь Муканна,
     Он сотворит луну для вящего обмана.
     Но с этакой луной мир все же будет мглист:
     Его не озарит железа круглый лист... "
     О популярности этой метафоры на Востоке свидетельствует так же тот факт, что в толковом словаре турецкого языка "Камуси Осмни" для ее объяснения имеется словарная статья:
     "Якобы эта луна, которая освещала до расстояний трех фарсахов, в течение шестидесяти ночей сияла на небе и в это время на небе наблюдались две луны. Люди со всего света были ошеломлены с этой mah- i (луна по –персидски) musanna (ложная). Эту луну называли как mah-i Сиям, mah-i Муканна, mah-i Кеш, mah-i Нахшаб."
     Нахшабский колодец упомянут также в поэме "Мам и Зин" курдского поэта Ахмад Хани (1650-1708):
     "… Этот колодец стал для него нахшабским колодцем,
     Луна [лица его] стала месяцем в первую ночь [новолуния]." (26 и 27-ые строки главы «Страданья Мама в темнице»)
     Примечательно, что Ахмадхани заканчивает эту главу следующим бейтом:
     "Ты бы сказал, что он находился в обсерватории,
     И тюрьма была для него телескопом."
     В начале прошлого столетия английская писательница Элла Констанция Сайкс после трехлетних научных экспедиций в Хорасан опубликовала книгу " Персия и ее люди". Как она пишет, там до сих пор бытуют легенды о неком покрытом покрывалом пророке, имеющий прозвище сазендейи-mah (лунный мастер, по-персидски). А в середине XIX века венгерский историк, профессор Пештского Университета Арминий Вамбери путешествовал по Средней Азии и по древним рукописям Бухары изучал историю края. В одном из многочисленных публикаций на эту тему он сообщал о Муканне:
     "Луна Нахшаба. Выдававший себя за пророка Хашим ибн Хаким Муканна по просьбе своих приверженцев в Нахшабе вытащил из колодца блестящий предмет, похожий на луну. Отсюда выражение “луна Нахшаба” стало любимой метафорой персоязычных поэтов."( Вамбери, т. 1, с. 48. ).
     Но, европейским читателям Муканна - покрытый одеялом пророк и его оптические "колдовства" были известны значительно раньше, из "Восточной библиотеки" французского ориенталиста XVII в. д'Эрбело, составленной на основании сочинений средневековых историков востока. Скудные и ---- информации этой библиотеки о Муканне вдохновили музу известного ирландского поэта Томаса Мура для создания целой главы «Лаллы Рук». В современной прозе легенда «покровенного» пророка вновь ожила с рассказом "Хаким из Мерва, красильщик в маске" известного испанского писателя Хорхе Луис Борхес. Научное исследование истории легендарной Муканны началось в 30-ые годы прошлого столетия работой Г.Садиги.
    
     Хаким аль-Муканна (другие имена Хашим и Ата) – историческое лицо, вождь крупного антифеодального и антиарабского восстания в 70-х годах VIII в., охватившего обширные земледельческие районы Средней Азии (главным образом, между реками Кашкадарьей и Зеравшаном). Движение, которое он возглавил, известно так же как движение "людей в белых одеждах", а сам как покрытый покрывалом (муканна, по-арабски) пророк.
     Мухаммад Наршахи в своем сочинении "История Бухары" сообщает о Муканне, что он "был человек родом из окрестностей Мерва, из селения, которое называется Каза; имя его было Хашим, сын Хакима. Он раньше занимался прачечным ремеслом, а потом предался изучению наук и собирал сведения всякого рода... Он прочел много книг по древним наукам и приобрел большое искусство в волхвовании... Прозвание Муканна получил потому, что ходил с покрытым лицом и головой... 50000 человек из войска Муканны, из жителей Мавараннагра, из тюрков и прочих, собрались к воротам крепости Муканны и с земными поклонами просили, чтобы он удостоил их своего лицезрения, но не получили никакого ответа. Тогда они настойчиво стали умолять его и говорить: "Мы не уйдем, не удостоившись лицезрения нашего господа". У Муканны был раб по имени Хаджиб. Муканна сказал ему: "Скажи моим рабам,— что Моисей просил удостоить его моего лицезрения, и я не явился ему, потому что он не мог бы перенести этого; каждый, кто меня увидит — не выдержит и тотчас же умрет"....Наконец Муканна обещал им, сказав: "Приходите в такой-то день, и я явлюсь вам"… Он дал приказание женщинам, которые были с ним в крепости в числе ста.., чтобы каждая из них взяла по зеркалу и вышла на вершину крепости и чтобы они держали зеркала одно против другого. Когда лучи Солнца упали на землю и все женщины взяли в руки свои зеркала и держали их ровно, одно против другого, народ уже собрался; когда Солнце осветило зеркала, то вследствие отражения вся окрестность была залита светом. Тогда Муканна сказал рабу: "Скажи моим рабам, что Бог покажет им свое лицо - пусть смотрят". Посмотрели они и увидели, что весь мир как бы залит светом; они испугались и все разом упали ниц..."
     Приведенный отрывок из "Истории Бухары", помимо биографических данных, содержит описание еще одного его "колдовства", оптического "трюка". В отличие от Архимеда, Муканна, используя пару зеркал, создавал максимально возможное освещения солнечным светом в любом направлении. Он, фактически, впервые использовал целостатную оптическую систему, широко используемую теперь в солнечных телескопах. Такую оптическую систему, по-видимому, он использовал так же у подножия Сияма над нахшабским колодцем, для расширения поля обзора своего вертикального ртутного телескопа.
     На широтах Нахшаба (около 40 градусов ) Луна всегда кульминирует ниже зенита. Максимальная высота в интервале 70–75 градусов бывает в течение нескольких дней. В эти дни во время верхней кульминации лунный свет только за короткое время могло бы попасть на дно широкого и не очень глубокого колодца. Использование таких дней позволяли бы Муканне в лучшем случае устроить получасовые–часовые сеансы просмотра на Луну в течение одной ночи. Исторические же источники свидетельствуют о том, что его представление продолжалось все время, пока Луна сияла на ночном небосклоне. Это означает, что он с помощью двух плоских зеркал освещал лунным светом дно своего колодца:
     "....Муканна Мервези построил в Мавераннахре некий механизм; он выводил из-за одной горы нечто вроде луны в то же самое время, когда вставала Луна, так что люди той округи видели; продолжительное время он употреблял эту уловку. Когда отвратил людей той страны от мусульманства и шариата, он объявил себя Богом...", так описывает Низам аль-Мулк в своей "Сиясетнаме" (XI в.) события, происходившие в конце 70-х годов VIII века в Нахшабе.
     Устройства телескопов с жидким, в том числе ртутным зеркалом, по сей день считается сравнительно недорогим и легким. Вполне возможно, что древние астрономы знали об этом. Однако, наибольший шанс все же был у Муканны. Занимаясь в молодости отбелкой тканей, неизвестно, сколько раз он замечал необычное оптическое свойство поверхности крутящийся воды. Другой не стал бы обращать внимание на всякие там непонятные явления. Но, не Муканна...
     Согласно формуле для жидких зеркал, при вращении жидкого объектива со скоростью 1 оборот за 10 секунд его фокусное расстояние равняется 12,4 м. При увеличении скорости вращения в 2 раза фокусное расстояние объектива становится равным 3,1 м. (Очевидно, фокусное расстояние должно равняться глубине колодца, чтобы люди сверху смогли видеть четкое изображение.) Получение равномерного вращения таза, наполненного ртутью с нужным периодом, было вполне под силу средневековой механике. Для этого Муканна мог бы использовать, например, вращение создаваемое движением подвешенного через блок груза и механические стабилизаторы вращения. Конечно, он мог достичь желаемого эффекта и без всяких механических ухищрений, ограничиваясь лишь инерционным вращением таза, подвешенного на длинных веревках.
     Для жидких вращающихся объективов условием первостепенной важности является также отсутствие ветровых вибраций и волнений. Поэтому, для установки таких телескопов во все времена колодцы считались наиболее подходящим местом. (О применении колодцев в древних обсерваториях более подробно на сайте http://astro.aznet.org/towerru.htm).
     Параболические зеркала в отличие от сферических могут давать четкие изображения также для внеосевых лучей. Поэтому, посетители нахшабского колодца в те далекие годы VIII века могли видеть телескопическое изображения Луны и на дне – в тазе со ртутью и на небе – в дополнительном, железном зеркале целостата, установленном над колодцем. Такие сеансы просмотра на Луну в то время могли именоваться только как «колдовства», а проекция изображения на небо, как «выставление луны» из колодца.
     ************
     Оптические эксперименты Муканны на средневековом Востоке были настолько популярными, что, чуть ли не все необычные оптические явления связывались с его именем. В известном сочинении анонимного автора Х-ХII вв. "Аджаиб ад-дунйа" ("Чудеса мира") есть упоминание об одном таком явлении, возможно, действующем по сей день:
     "В пределах Сирии есть огромная гора. Во время уборки ячменя на той горе появляется яркий свет и вновь исчезает до следующего года. Говорят, что чудо это сотворил Муканна. Бу 'Али Хазин направился туда, дабы посмотреть, что это за [свет] и как его сделали. И вот Хазин ушел туда, испытал трудности, увидел свет, но понять истину не смог. Он сказал: "Быть может, на гору падает солнечный свет, а под горой вода, которая отражает его подобно луне".
     Бу 'Али Хазин арабский ученый Ибн аль-Хайтам (965–1038) , известный в Европе как Альхазен, автор первого крупного труда на оптическую тему, описывавшего как оптика человеческого глаза формирует изображение на сетчатке. Его считают «отцом оптики», как человека, предложившего достойную альтернативу греческой теории. В частности, он впервые дал научное объяснение явлению сумерек, что также является аргументом в пользу отождествления его с Бу 'Али Хазином. Историки за Бу 'Али Хазина из "Чудес" выдают историка и собирателя анекдотов перса Абу 'Али Ахмад б. Мухами ад Мискавайх ал-хазии, исходя из того, что казначей, в качестве кого он служил в течение 5 лет, по-арабски звучит, как ал-ха-зин. Вряд ли он мог предпринять такое далекое путешествие из Багдада в Иерусалим и оттуда еще дальше, в горы и дать (хоть и ошибочное) физическое объяснение атмосферному оптическому явлению.
     Правда, на имя Бу 'Али Хазина может еще претендовать другой, ученик Ибн аль-Хайтама, туркменский ученый ал-Хазини. Поэтому, этот вопрос нуждается в дальнейшем уточнении.
     Повторявшееся каждое лето над этой горой (теперь эта гора носит название Хирбет эль- Муканны) оптическое явление нечто иное, как сумеречные лучи, часто наблюдаемые в разных уголках земного шара. Они появляются в результате затемнения света заходящего Солнца отдельными облаками или горными вершинами, находящимися за горизонтом. На Тибете этих лучей называют "лучами Будды", а в сирийских горах – "лучами Муканны".
     В середине "Аджаиб ад-дунйа" есть рассказ о другом событии, так же произошедшем на Хирбете эль - Муканны. Здесь данная местность уже имеет название, достойное названию самой книги: "гора, где Муканна украл Луну". В этом случае Муканна в явной форме подозревается в устройстве там некоторой заколдованной расселины, из которой невозможно вытащить руку.
     Название горы – место "кражи" Луны, наличие расселины и светлого луча над горой позволяет полностью восстановить картину легенду: Муканна через свою заколдованную расселину украл здешнюю Луну. Об этом свидетельствует оставленный Луной след в виде светлого луча.
     Вот, откуда брал он луну, которую выводил из колодца в Нахшабе!
     *****************
     Вышеуказанная попытка аль-Хайтама объяснить "лучей Муканны" простым зеркальным отражением показывает, что в Х-ХI вв. такое объяснение могло иметь место и для "нахшабской луны". Однако, Муканна можно было "победить" только с его же оружием, повторением его "трюков".
     Дошедшая до наших дней переписка-дискуссия Абу Райхана Беруни с Ибн-Синой показывает, что, несмотря на все старания Беруни, как непоколебима была позиция ошибочной теории древнегречских ученых Аристотеля, Платона и др., сводящая все оптические явления к отражению света, будь это преломление в линзе или в воде, даже само излучение Солнца; трактующая зрение, как лучеиспускание глаза, а свет, как "душа" среды. Чрезмерное увлечение схоластикой и спекулятивной философией античности переросло в большую преграду между наукой и практикой. Оптические эксперименты Муканны остались непревзойденными, даже непонятными для следующих поколений.
     Низами и три столетие после него Бакуви в своих трактовках не указывают, откуда они исчерпывали информацию о "нахшабской луне". Этому может быть два объяснения: 1) по крайней мере в XII-XV вв. такие научные объяснения считались общепринятыми, 2) они впервые давали научное объяснение "нахшабской луне".
     Относительно объяснения аль-Бакуви можно еще добавить, что оно противоречиво в части сообщения, которое гласит: «это было не что иное, как инженерная хитрость и отражение лучей Луны: на дне колодца нашли большой таз, наполненный ртутью». Почему же "хитрый" Муканна, который даже лицо свое никому не показывал, заботясь о засекречивании своего "трюка" не засыпал свой колодец?
     "…Свидетельствуй, и помни мой запрет,
     Никто живым отсюда не уйдёт.
     С собою в царство мёртвых унесёт
     Души моей успокоенья тайну.
     Уйду не навсегда, и не случайно
     Вернусь в кровавых отблесках зари,
     И в честь мою, с усердием и тщаньем
     По всей Земле воздвигнут алтари…"
     Так описывал последние приготовления перед самосожжением побежденного Муканны ирландский поэт Томас Мур в своей "Лалла Рук".
    
     С учетом специфики жанра, из описания Низами научное значение имеет информация о том, что «нахшабская луна» представляла с собой "железный лист, круг или диск" и она слаба освещала. Эта информация может расшифровываться следующим образом:
     Во время ночных сеансов просмотра на "нахшабскую луну" посетители кроме блестящей в колодце луны, могли видеть круглый диск железного зеркала стоящего над колодцем. Вот, все, что могли бы видеть и знать посторонние посетители.
     Муканна устраивал эти сеансы, как сообщают историки, по просьбе своих сподвижников для умножения рядов ополчения.
     История Муканны и возглавляемого им восстания «людей в белых одеждах» составлялась историками, для большинства которых почернение и проклятие противников являлось долгом превыше всего, даже профессионального долга ученого. Поэтому, любая информация о ней нуждается проверке хотя бы логическими методами.
     Примечания:
     1Тот факт, что в книге аль-Бакуви хозяином "нахшабского колодца" является Ибн аль-Мукаффа, вероятно, есть результат орфографической ошибки переписчиков. Арабские буквы "н" и "ф" имеют близкую графику. Ибн аль-Мукаффа ранее известный под именем Рузбех сын Дадое, перевел на арабский язык многие среднеперсидские сочинения, в том числе пехлевийскую версию индийского эпоса «Калила и Димна», считается основоположником арабской литературы. Он родом из области Хорасан. Казнен в 760 г. за попытку внесения в ислам элементов зороастризма.
     Данный научно-документальный рассказ написан на основе исторических материалов сайтов www.vostlit.info, http://vostlit.narod.ru, за что автор горячо благодарит их и призывает спонсоров оказывать им материальную помощь .
     Перепечатка с сайта http://astro.aznet.org.
     Автор: Рустамов А.А.
    



Если Вам нужны детские аниматоры киев обращайтесь в компанию http://kalyaka.com.ua.