Млечный Путь
Сверхновый литературный журнал


    Главная

    Архив

    Авторы

    Приложения

    Редакция

    Кабинет

    Стратегия

    Правила

    Уголек

    Конкурсы

    FAQ

    ЖЖ

    Рассылка

    Озон

    Приятели

    Каталог

    Контакты

Рейтинг@Mail.ru



 




 

Михаэль  Лайтман

Все о деньгах

    

Часть 2


     Е. Литварь: Даже герои мультфильмов поют: "А я денежки люблю".
     Итак, начинаем. Здравствуйте, дорогие друзья. Мы вновь встречаемся в цикле передач «Каббала – шаг навстречу». Сегодня в эфире продолжение темы «Все о деньгах». И первый вопрос: «Можно ли за деньги купить настоящую любовь?» – спрашивает каббалиста Леонид из Ярославля.
    
М. Лайтман: Я не знаю, что значит, «настоящую любовь». В нашем мире вся любовь – эгоистическая, то есть так, как я люблю рыбу, так я люблю и девушку, потому что она доставляет мне наслаждение, дает наполнение моему эгоизму. В таком аспекте купить любовь, наверное, можно.
     А вот если наш слушатель – неисправимый романтик, тогда я не знаю. Это уже такой психологический настрой... В любом случае, если он чего-то требует или ждет от объекта своей любви, то этого не получит.
     Однажды на одной из встреч, на которой присутствовали порядка 300-400 человек, мне в самом начале беседы задали вопрос: «Все-таки объясните нам, что такое любовь и существует ли она?». И полтора-два часа – это уже вышло за пределы беседы, стало целой лекцией – я их убеждал, что любви все-таки нет. И они со мной согласились.
     Е. Литварь: Да, я читал большую статью в газете о том, что профессор Лайтман утверждает: «Любви - нет».
    
М. Лайтман: Романтическая любовь предполагает бескорыстную любовь. Если возникает взаимное гормональное удовлетворение, тогда речь идет о животном уровне: два существа обнюхивают друг друга. И физиологи, и биологи, и генетики доказывают, что именно таким образом мы различаем друг друга, и в результате получается удачное спаривание. Но если мы говорим о романтической бескорыстной любви, вкладывая в это элемент выше животного уровня, - то такого в нашем мире нет.
     Е. Литварь: А когда Вы говорите «романтическая», то, что имеете в виду – выше или все-таки на нашем уровне? Вопрос касался нашего мира.
    
М. Лайтман: Я надеюсь, что придет время, когда мы будем немножко больше разбираться в биологии человека и сможем, допустим, пройти какой-то тест и определить, что Леониду из Ярославля подходит, скажем, Татьяна из Ростова.
     И как только он ее увидит, после короткого общения они обнаружат «романтику» между ними в полном объеме, вспыхнувшую и не угасающую.
     Е. Литварь: Но Леонид спрашивает: «Можно ли купить за деньги?»
    
М. Лайтман: Нет. Как же он может купить за деньги романтическую любовь, когда она базируется на четком соответствии между внутренними гормональными условиями двух субъектов? Никак не сможет!
     Е. Литварь: Есть вопрос от нашего постоянного зрителя, Руслана из Петербурга: «Каковы шансы человека получить социальное пособие, если его фамилия Абрамович?»
    
М. Лайтман: Я не знаю. Имеется в виду тот Абрамович?..
     Е. Литварь: Да, который содержит Чукотку. На самом деле, Абрамович – большой меценат, он много помогает и очень искренне, и больницы строит, и делает много другого.
    
М. Лайтман: Он получает от этого удовлетворение. Он добивается этим выражения своего «Я», самоуважения. Люди понимают, люди знают, люди уважают. Даже, может быть, иногда никто и не знает, что он жертвует большие суммы или оказывает другую помощь, но при этом он приподнимает себя в своих собственных глазах. Это очень много значит для человека.
     Е. Литварь: Мы говорили, что самоуважение и уважение людей со стороны намного важнее, чем деньги.
    
М. Лайтман: Конечно. Уважение - по рангу наслаждений стоит значительно выше, чем деньги.
     М. Санилевич: «Есть ли предел зла, которое готов совершить человек во имя денег?» – спрашивает Аня из Киева.
    
М. Лайтман: Конечно, есть! Иерархия наслаждений построена так: деньги, власть, слава, знание.
     Деньги – это самый минимальный уровень из наслаждений, которые человек получает от общества. И мы убеждаемся в этом, когда богатые люди вдруг начинают помогать, бескорыстно расходуя большие суммы денег. Допустим, Билл Гейтс видит наслаждение в том, чтобы улучшать окружающую среду. То же самое мы видим у многих людей в России.
     Те, кто жертвуют: меценаты, поклонники искусств или футбольных клубов и так далее, – это люди, которые уже немножко перерастают уровень погони за деньгами, стремятся к чему-то другому. Для достижения новых целей, разумеется, им тоже нужны средства. Допустим, сегодня Хилари Клинтон нужны деньги на рекламу, чтобы пройти в Белый Дом. Но в этом случае деньги уже не являются целью, они становятся средством достижения цели. Поэтому в шкале наслаждений деньги занимают самый нижний, довольно ограниченный уровень.
     И есть, конечно, граница, перейти которую человек не готов даже ради того, чтобы у него были деньги. Потому что деньги – это все-таки средство. Бывают, конечно, всевозможные мании, но деньги в любом случае остаются лишь средством для достижения других наслаждений: власти, славы.
     М. Санилевич: А ради уважения человек готов пойти на все?
    
М. Лайтман: Вся эта комбинация: власть и слава – дает и уважение, и все остальное.
     Е. Литварь: Если человек внутри себя взвешивает, что для него важнее, миллиард долларов или презрение общества, то он наверняка выберет не деньги?
    
М. Лайтман: Это зависит от его уровня развития. Есть такие, которые возьмут деньги и не почувствуют пренебрежения со стороны общества. Им не важно, как общество относится к ним. Дело в том, на каком уровне своего внутреннего эгоистического развития находится человек.
     Е. Литварь: То есть Вы имеете в виду не образование человека, а внутренняя ступень развития?
    
М. Лайтман: Конечно. Дело в том, от чего он получает удовольствие.
     Если вы предложите ему стакан кофе за десять долларов или за тысячу, он возьмет за тысячу, потому что этим он покупает для себя большее наслаждение. Большее уважение, может быть. Ведь не важно, на какой машине ездить. Например, машина стоит 10 тысяч долларов, и есть автомобиль за миллион долларов. В чем разница? Не столько в самой машине, а в том, как на тебя смотрят другие. То есть все зависит от престижа, от того, как преподнести человеку его покупку.
     Е. Литварь: Помните старый анекдот о новых русских: «Ты за сколько купил галстук? - За 300 баксов. – Ну, что ж ты?! За углом можно было кпить за 600».
    
М. Лайтман: Да. И это действительно так! На первый взгляд, это кажется совершенно неестественным. У них несчитанные деньги? Нет, абсолютно неверный подход. Богатые люди умеют считать, и они жадные. Просто за деньгами они видят наслаждение: возможность потратить большее количество денег доставляет большее наслаждение.
     Е. Литварь: У меня есть тогда уточняющий вопрос. Человек, у которого много денег и который реально любит наслаждаться, купит ли он чашку кофе за 10 тысяч долларов вместо пятидолларовой точно такой же, в месте, где он будет один, где его никто не видит?
    
М. Лайтман: Это зависит от внутреннего развития человека. От того, насколько он ценит деньги и самоуважение, самонаслаждение, влияние на остальных.
     Наслаждение на самом деле является наполнением! А оно зависит от суммы всех внутренних потребностей человека: к деньгам, к уважению, к самоуважению, к знатности, к славе, к очень многим факторам, которые мы взвесить не можем. У нас отсутствует аппарат для четкой ориентации в этих наших многообразных внутренних свойствах.
     И поэтому вопрос ваш очень расплывчатый – для меня, по крайней мере. Каббала – это наука, которая взвешивает наши желания, причем весь спектр желаний. Учитывается и прошлое, и будущее, и родные, и знакомые, и я, и все остальное. Миллионы всевозможных внутренних расчетов производится в человеке, чтобы затем в итоге он что-то сделал. И может быть, в последний момент возникает какая-то маленькая причина, вроде бы незаметная, которая меняет все.
     Но всегда человек ищет оптимального наслаждения.
     Е. Литварь: Проще говоря, когда человек принимает какое-либо решение, то в принятии этого решения участвует целый комплекс различных желаний, поджеланий, чувств, реакций, информаций и прочее, и прочее…
    
М. Лайтман: Все «Я» человека.
     Е. Литварь: И именно поэтому очень трудно себя проанализировать и вычленить подлинную причину принятого решения?
    
М. Лайтман: Конечно. Ты спрашиваешь у человека: «Почему ты так поступил?» Он начинает объяснять, оправдываться…
     Но на самом деле, что его толкнуло на это, он не знает. Он может быть совершенно иным, с минуты на минуту, с любыми внутренними мотивациями. Ты с ним говоришь, как будто с совершенно другим человеком. Это мы знаем и по себе.
     Что делает наука каббала? Она объясняет человеку его внутреннее устройство, и каким образом он действительно может себя стабилизировать, и как он может совершать в себе, для себя, внутренний расчет, понимать, что ему требуется, что внутри анализируется, производится, что важно и неважно, почему и как. И после этого он совершает тот или иной поступок. Именно каббала позволяет четко определить все внутренние мотивации.
     М. Санилевич: Вот этим занимается каббалист? Ежесекундно постоянно делает какие-то расчеты о себе?
    
М. Лайтман: Да. Но эти постоянные внутренние расчеты у него производятся не по сравнению с собой, зная себя, и не только по сравнению с обществом, а по сравнению со всем мирозданием, с его Высшей силой. Они производятся для того, чтобы максимально раскрыть для себя всю систему и достичь ощущения высшего наслаждения.
     Каббала – от слова «получать», получать Высшее наслаждение. Оно заключается в том, чтобы ощущать весь объем мироздания в его вечном совершенном движении. Когда человек начинает это ощущать, тогда все остальное, что происходит с ним в этой жизни, попадает под эту формулу расчета. И его действия могут казаться нам очень странными.
     М. Санилевич: А не устаешь от этого? Эти постоянные расчеты...
    
М. Лайтман: Нет! Он в этом живет!
     М. Санилевич: Это жизнь?
    
М. Лайтман: Это жизнь! Это течение – течение наслаждения, информации, ощущений, влечений. Более того, он раскрывает себя, он понимает внутренний мир, в котором находится! Прекрасно понимает, естественно, остальных людей и то, что ими руководит. И самое главное, он входит в контакт с Высшими силами управления, которые нисходят на наш мир. Получая от этого огромное энергетическое наслаждение, наполнение, он не устает, наоборот, все время находится, как маленький ребенок, в процессе роста.
     М. Санилевич: А внешне это никак не проявляется?
    
М. Лайтман: Нет. А как может проявляться? Как можно узнать? Подключить к человеку какие-то приборы?
     М. Санилевич: Вернемся к нашим вопросам. "Почему денег всегда мало?» – спрашивает Дима из Минска, в надежде, что Вы все же подскажете волшебное слово, и их станет много.
    
М. Лайтман: Их никогда не будет много. Допустим, сегодня мне сообщил директор банка: «У тебя 10 миллионов!». Значит, теперь я продумываю уже свой следующий этап. А у кого-то другого – 10 миллиардов или там 100 миллиардов.
     У меня уже пятьдесят? Хорошо. Я теперь смотрю на следующего, у которого еще больше. Как мне этого, понимаешь ли, обогнать? Я работаю, работаю – еще больше денег. А дальше что?
     Для меня, в сущности, не имеет значения количество, я не измеряю сами деньги. Я не сижу на мешке – сегодня маленьком, потом - побольше, а завтра - еще больше. Я измеряю себя относительно других. И вся моя жизнь нацелена на то, чтобы возвыситься относительно них. На это она и уходит. И в этом мое наслаждение. Но оно преходящее, оно исчезает вместе с телом. Я становлюсь старым, дряблым. И с чем я остаюсь? Даже, если на моем счету есть миллионы, миллиарды.
     Для того чтобы помочь человеку ускорить путь осознания зла эгоизма, который никогда не приведет его к наслаждению, – для этого и развивается финансовый кризис.
     Е. Литварь: То есть можно ли это понимать так, что когда, скажем, тот же Абрамович заработает свой пятидесятый миллиард и, возможно, обгонит Дерипаску, или, наоборот, Дерипаска к тому моменту заработает сотый миллиард, то на самом деле его уже давно интересуют не сами деньги, поскольку их слишком много, а какой-то внутренний процесс, игра, желание быть круче, больше, значительней?
    
М. Лайтман: Изначально не интересуют человека деньги!
     Есть шкала наслаждений. Наше внутреннее свойство только одно – желание насладиться. Начиная с нуля, когда хочешь только сосать маму, и это единственное твое наслаждение, и до самого наивысшего, когда человек выходит на высший духовный уровень. Все это движение по шкале наслаждений.
     Просто относительно нас наслаждения облачаются во всевозможные одеяния: пища, кров, семья, секс, свобода, деньги, за которые все можно купить. Деньги, кстати, – это уже довольно абстрактный уровень наслаждения, потому что за них можно купить всевозможные другие виды, якобы, наслаждений. Затем по шкале наслаждений следуют власть, слава, знания и так далее.
     Мы желаем наслаждения! Мы не желаем сами деньги. То, что вы написали о деньгах, – это вы спросили о наслаждении, которое мы воспринимаем в виде этих монет.
     Е. Литварь: Когда Вы говорите «наслаждение», то Вы имеете в виду…
    
М. Лайтман: наполнение моего внутреннего желания.
     Е. Литварь: То есть какую-то энергию, которая в моих пяти органах чувств реализуется в виде, допустим, денег или славы, в виде почета или автомобиля, стоимостью миллиард. Так?
    
М. Лайтман: Да. Или на более низких уровнях. Еда, дом, секс. Это все энергия, которая нас наполняет.
     Е. Литварь: Значит деньги тоже энергия, которая материализовалась, огрубела до состояния денег?
    
М. Лайтман: Нет, она не огрубела.
     Дело том, что за деньги я могу купить, кроме того, что необходимо моему телу: еду, семью, секс, дом, – еще и другие, более высокие наслаждения.
     В этом случае деньги, богатство являются эквивалентом надежды на будущее, уверенности. На них ты можешь купить славу, знатность, знания, можешь купить все! Поэтому деньги занимают определенный уровень в шкале наслаждений, в иерархии ценностей, потому что являются эквивалентном всех этих ценностей.
     Но в конечно итоге, деньги – это всего лишь мера взвешивания наслаждения.
     Е. Литварь: Деньги – это материализовавшаяся энергия или нечто другое? Как в нашем мире появились деньги с точки зрения каббалы? Вы сказали, что корень денег – это «правда».
    
М. Лайтман: Деньги на иврите называются «кесэф». «Кесэф» – от слова «кисуф» – экран, скрытие, занавес. Деньги являются прикрытием любого вида наслаждения, наполнения, которое желает человек.
     В нашем мире деньги являются единственным эквивалентом, мерой стоимости: сколько стоит твое время, сколько стоит какой-то предмет, вещь, услуга и так далее. Это все мы взвешиваем, потому что желаем слишком много разных наслаждений. Как мы можем обменять одно наслаждение на другое? Мы ставим их между собой в определенную зависимость, которая имеет соответствующий денежный эквивалент. Это экономически понятно всем.
     Е. Литварь: А корень духовный?
    
М. Лайтман: Духовный корень денег исходит из экрана, из скрытия наслаждения. Скажем проще, что и в духовном мире духовный смысл денег – это эквивалент затраченных усилий. Это сложно объяснить, потому что в духовном мире деньги действуют не как наши деньги, а как духовная сила, которая называется «деньгами». Это - экран, «кисуф» – скрытие.
     Человек прилагает определенное количество своих внутренних усилий, и эти внутренние усилия в духовном мире измеряются в силе, которая в нашем мире эквивалентна деньгам.
     Е. Литварь: Как эта сила – экран - проявилась в нашем мире в виде бумажки?
    
М. Лайтман: Эта сила проявилась в нашем мире в виде бумажки, потому что в духовном мире экран является измерением усилий человека.
     Когда произошло разбиение духовного желания на огромное количество разных мелких желаний, то и этот экран разбился, и его эквивалент из скрытия превратился в эквивалент раскрытия. И поэтому вместо кесэф (скрытие) появился металл, который называется «кесэф» - деньги, серебро. На иврите «кесеф» - это также серебро. Оно стало первым эквивалентом, универсальным эквивалентом усилий человека, которыми он измеряет свой труд и любую ценность, которую желает приобрести.
     В духовном мире экран работает как общий эквивалент любых усилий каждого человека и называется «кесэф», «кесуфа» – «скрытие»
     В нашем мире тот же экран действует как кесэф, как серебро, которое четко соответствует этому корню…
     Е. Литварь: Как он проявился в нашем мире в виде серебра?
    
М. Лайтман: Это я тебе рассказать не могу. Это тайна, потому что постичь ее может только сам человек, когда будет подниматься сверху вниз.
     Из Высшего мира наслаждение в его абстрактном виде, облаченное в силу, которая экран, нисходит в наш мир и постепенно реализуется в свой вещественный материальный эквивалент, который в нашем мире называется деньги. Что значит духовное наслаждение? Включающее в себя абсолютно все. Ведь человек все время хочет наслаждения, и даже не важно, в каком виде. Нет наслаждения в чашке кофе, если я ее не хочу, есть – если я ее желаю. Человек хочет наслаждения - не самого напитка, как в нашем примере. В нашем мире через денежный эквивалент наслаждение облачается во всевозможные виды материальных наслаждений. Так появляются деньги и любые, якобы, наслаждения за их счет.
     Каббала говорит о том, как избавиться от попыток гоняться за всевозможными наслаждениями и платить за них деньгами (если ты можешь платить), как подняться от этого к Высшему уровню, когда ты получаешь непрекращаемое наслаждение, в миллиарды раз большее.
     Здесь таков механизм получения наслаждения: что-то купил сегодня, назавтра тебе надо нечто большее, потому что постоянно растет эгоизм, он требует все новых и новых наполнений и по качеству, и по количеству, новых возможностей, других ощущений.
     Как сделать, чтобы наслаждение не пропадало, как вскоре после любой покупки, любого приобретения, а чтобы оно только увеличивалось, неограниченно росло, и чтобы я ни от кого не зависел? Как сделать, чтобы я и каждый из нас стал счастлив?
     Наука каббала рассказывает о том, как превратить денежный эквивалент в средство достижения вечного, совершенного наслаждения. Вечное и совершенное – то есть я действительно наслаждаюсь: что захотел, то у меня и есть, и еще, и еще. Я хочу нового и всегда это получаю, и так иду от счастья к счастью, бесконечно и постоянно, непрерывно. Это и называется вечной жизнью. Это тоже покупается за деньги – только за духовные деньги, которые каждый может приобрести сам, независимо ни от кого другого. Это и объясняет каббала. Потому каббала и называется «наука получать».
     Е. Литварь: Получается, понятие «скука», «скучно» существует исключительно в нашем мире. В духовном мире не может быть скучно?
    
М. Лайтман: Ну, конечно! Каббала и раскрывается сегодня, потому что углубляется депрессия, отчаяние, ужасная пустота, в которой находится человечество. И каббала прямо говорит о том, что в современном мире раскрываются огромные желания, с одной стороны, и невозможность их удовлетворить, с другой.
     Е. Литварь: Никакими деньгами?
    
М. Лайтман: И даже очень большими деньгами. И не только. Власть, слава тоже не способны принести человеку успокоение. Уже треть человечества в мире страдают от депрессии. Что им надо?! Они сами не знают, что, но им плохо, им пусто. И эту пустоту ты можешь наполнить только за духовные деньги, которые называются «экран». То есть в духовном ты обретаешь особый инструмент получения особого наслаждения.
     К этому идет человечество! Поэтому не надо замыкаться – надо смотреть выше, на общую проблему человечества. И не только на богатых, которые относительно других играют, изображая себя счастливыми. Мы знаем о том, в каком состоянии они находятся внутри себя. Но деваться-то им пока некуда.
     Е. Литварь: Б́ольшая часть наших собеседников – люди небогатые, бедные. Вы сейчас говорите, что никакие деньги все равно не помогут избежать страданий. А они сидят и думают: «Господи, да дайте мне деньги! Я уж управлюсь как-нибудь. И мне будет, слава Богу, хорошо. И лучше страдать, будучи миллиардером, чем оставаясь бедным». И думают они так только потому, что находятся на ступени еще ниже, чем некий миллионер.
     И они не понимают, что на деле богатые тоже обречены на те же самые страдания.
    
М. Лайтман: Мы не успокаиваем человека. Мы не предлагаем ему какую-то систему, которую надо немножко изучить, и потом ты увидишь, как можешь себя наполнить, и что тебе будет лучше, чем любому Абрамовичу. Нет, мы никому ничего не обещаем. Мы просто показываем человеку, как устроен мир, каким образом развиваются желания. Каждый желает удовлетворить свои желания, все время наполняться наслаждениями. Но есть ли возможность их наполнить? Человеку кажется, что он сможет наполнить себя. А на самом деле? Постепенно человек начинает понимать, что в нашем мире невозможно это сделать. И он приходит к этому выводу естественно, потому что это понимание и есть наша природа. Далее он уже начинает правильно использовать каббалу.
     М. Санилевич: Человек сам должен пройти эти все состояния? То есть я сам должен быть богатым, чтоб понять, что нет смысла в этих деньгах? Или мне об этом кто-то расскажет? Ведь чтобы разочароваться, допустим, в деньгах, надо их иметь.
    
М. Лайтман: Совершенно не обязательно, не все должны быть миллионерами и разочароваться в этом. Достаточно чисто умозрительного осознания.
     Для того чтобы не быть убийцей, не обязательно убивать и потом заниматься самоанализом, разочаровываться в этом. Я могу все пройти в себе через осознание как бы теоретическое.
     Мы в нашем мире замкнуты друг на друге. Я получаю информацию от других, я питаюсь чувствами, восприятием от других. Я не обязательно должен проходить все состояния. Потому что внутренне мы взаимно связаны в одной системе.
     У нас существует общая внутренняя связка. И поэтому если кто-то сделал какую-то большую ошибку или, допустим, достиг огромного успеха, я могу представить себе эти состояния и не должен сам их проходить.
     В этом и заключается необходимость разбиения одного человека – Адама – на множество людей – его потомков, из которых каждый проходит огромное количество всевозможных состояний. Но все они взаимосвязаны друг с другом. И в итоге, когда они объединятся, то получится, будто каждый из них прошел жизни всех остальных.
     Е. Литварь: Билл Гейтс проходит страдания по поводу того, что никакие деньги ему не помогут получить искреннюю любовь окружающих его людей. Все постоянно хотят чего-то от него. Я прохожу что-то другое. Миша проходит свое, а Вы – еще что-то.
    
М. Лайтман: Мы – один единый организм. Разобщение, разделение между собой и позволяет каждому из нас прожить что-то свое, но каждому и впитать все, что есть у других.
     Е. Литварь: То есть семь миллиардов человек в одну единицу времени проходят семь миллиардов каких-то огромных состояний, и это все – одна душа?! Эта душа настолько огромна?
    
М. Лайтман: И это все – одна душа. И, кстати говоря, каждая частная душа в итоге своего духовного развития должна будет впитать в себя впечатления от всех остальных душ, от всех их кругооборотов жизней, от всего того, что прошло с ними во все времена.
     Каждая душа при этом вмещает в себя все остальные души с их переживаниями, впечатлениями, наполнениями, накопленными за всю историю.
     М. Санилевич: Дима из Минска спрашивает, обращается к Вам как к каббалисту: «Есть ли волшебное слово, чтобы денег стало больше?» Вот такие утверждения он слышал себя в городе.
    
М. Лайтман: Ходят такие слухи о каббале.
     М. Санилевич: И я думаю, что не только в Минске.
    
М. Лайтман: Каббала абсолютно не занимается никакими волшебствами, мистиками, гаданиями, загадыванием будущего. Это – наука, которая говорит человеку о том, как он может себя изменить для того, чтобы раскрыть Высший мир, чтобы Высший мир стал для него реальным миром в его жизни. То есть каббала раскрывает человеку всю природу, в которой он существует, изображает общую картину. Он видит, ясно понимает, где он, в каком мире находится. При этом он получает возможность оптимально использовать свою жизнь.
     Но если ты мне задаешь вопрос: «Станешь ли ты при этом миллионером или нет?» – то вполне возможно, что нет. А может быть, и да, ты будешь миллионером, для того чтобы реализовывать какие-то действия, осуществлять какие-то деяния относительно других.
     Е. Литварь: «Могут ли каббалисты наколдовать много денег и раздать их людям?» – спрашивает Вас человек, точно знающий, что все настоящие каббалисты – маги и колдуны. Но при этом он не уверен, что каббалисты любят людей так, как любит он их сам, потому что, если бы у него было много денег, он бы их раздал.
    
М. Лайтман: Ты представляешь, если бы у людей было много денег? И что бы они на них купили? Если бы у всех были миллионы, и каждый в магазине отсчитывал миллион за пачку сигарет, то произошла бы инфляция.
     Е. Литварь: В России десять лет назад так и было – миллионы.
    
М. Лайтман: И скоро снова будет. Дальше что будет, если каждый получит миллион?! Ничего из этого не получится! Каббалисты – не колдуны. Посмотрите, что значит, «каббала».
     Каббала – это наука о раскрытии человеку общей Высшей управляющей силы. Это – физика Высшего слоя природы, которая объясняет нам: каким образом мы созданы, каким образом мы запускаемся природой, к какой цели она нас ведет. Мы видим, что все время находимся в каком-то движении, в развитии. К чему все это идет? Каббала нам объясняет.
     Она ничего больше не дает! Она предоставляет возможность человеку, если он все правильно понял, улучшить свою судьбу, движение вперед, сделать его комфортным, легким. Но не более того.
     Чудес на свете не бывает. Уже миллионы лет жизнь существует на этой земле. Мы знаем, что происходило с человечеством, допустим, десяток тысяч лет, - никогда никаких чудес не было. Так же как не существуют неопознанные летающие объекты, так же как не существует вурдалаков, чертей и ведьм, так нет никаких чудес. Есть физика. Каббала – это физика Высшего слоя природы. Но людям хочется верить в чудеса.
     Недавно я прочитал огромную статью о каббалистах, которые занимаются лечением, изгнанием дурных сил, сближением мужа с женой или, наоборот, могут развести их, оторвать мужа от жены и так далее…
     Я заявляю абсолютно чистосердечно, что это все – абсолютная ложь! Но она психологически помогает человеку в его маленькой несчастной жизни. И за это он платит. Что сделаешь? Пока не поднимется, не подрастет, не разочаруется, не увидит, что это ему ничего не дает.
     Е. Литварь: «Деньги не пахнут, потому что их отмывают», – утверждает пожелавший остаться неизвестным владелец китайской прачечной.
     И еще: «Грязные деньги мешают хорошо жить, поэтому чистоплотным мафиози приходится заниматься сангигиеной?» – спрашивает Юра из Лапино Московской области.
    
М. Лайтман: Это вопрос, который я в своей каббалистической деятельности не исследовал, и я просто не знаю, что он имеет в виду.
     Я могу сказать одно: если бы в основе построения государства и нашего общества лежала правильная, справедливая система, тогда не надо было бы ее дополнять всевозможными побочными силовыми структурами: как мафии, теневая экономика, всевозможные «крыши» и так далее.
     Поскольку наше общество сломано, искажено, то естественно, в мере этих искажений, напряжений, неправильных построений и связей, возникают дополнительные структуры. Поэтому представление о том, где тень и где свет, «крыша» государственная или "черная", кто отмывает больше и каким образом, – в нашем мире очень условно. Как говорится, правда с тем, у кого сила. И поэтому я не знаю, как разбираться в этих вопросах.
     Е. Литварь: Если помечтать немножко: вот настанет день, когда необходимое число людей, серьезно занимающихся каббалой, будет достаточным для того, чтобы мир стал меняться. Как только он начнет меняться, исчезнут все эти мафии, уголовные преступления, коррупции, теневые кабинеты, – все, что портит и отравляет нам жизнь? Мир будет меняться в сторону того, чтобы человечеству стало мягко и тепло? Или он будет еще более жестким?
    
М. Лайтман: Наш мир является проекцией внешних сил. Ничего самостоятельного в нем нет. Если мы внутренне будем меняться, то изнутри себя мы повлияем на внешние силы, а внешние силы, в свою очередь, повлияют на наш мир. Внешне мы мир исправить не можем. У нас нет орудий для изменений нашего мира.
     Е. Литварь: Внешне – это имеется в виду внешними действиями, привычными нам?
    
М. Лайтман: Действиями, силами, деньгами, чем угодно. Ничего мы не можем сделать! Мы будем помогать бедным – ничего не изменится, мы будем строить – тоже ничего. По сути, мы двигаемся все время только к разрушению.
     Наш мир строится Высшими силами, их структурой, векторами, направленными из Высшего слоя. Но на Высший слой мы можем влиять только своим внутренним состоянием, своим внутренним ростом.
     Если мы будем внутренне расти, силы, нисходящие на наш мир и создающие ту или иную атмосферу в нашем мире: все структуры, отношения между людьми, - будут строить другой мир.
     Вот вы говорите «мистика». Нет в каббале такой практики: сделай и получи - с помощью денег, надписей, заклинаний, трав, наговоров, зелья приворотного и так далее. Но в ней есть другая огромная сила, которая действует в этом мире не в прямом виде.
     Ты можешь изменить наш мир на самом деле – каждый человек может это сделать, - но только в том случае, если он правильно воспользуется методикой влияния на Высшую силу. Смотри, что дает каббала! В том случае, если он влияет на Высшую силу, она в свою очередь влияет на наш мир. Но воздействовать на Высшую силу можно в той мере, в которой ты желаешь сблизиться с ней, уподобиться ей, - только тогда она тебя ощущает.
     Что это за Высшая сила, которая действует на наш мир? Это общая сила любви и добра. Если я хочу изменить что-то в нашем мире – существует единственная возможность изменить его только в мере моего желания, чтобы он стал более добрым и наполненным любовью между всеми. Помните наш пример о том, как гармонично соединяются между собой клетки в теле. Тогда я сделаю наш мир лучше. И пропадут все «крыши», «теневые стороны экономики» и так далее. Но способ воздействия только один – через Верхний слой.
     Таким образом, каббала – это наука об управлении нашим миром, но через Высший, управляющий слой. Сейчас у тебя в руках есть «ключи». И на этом кончается вся тайна. Никакой тайны нет, все раскрыто перед всеми: люди, возьмитесь и сделайте свою жизнь хорошей. Но только при единственном условии - вы должны захотеть быть такими, как Высшая, интегральная сила в общем нашем мире.
     Мы и сегодня видим, как зависим друг от друга, что мы никуда не можем деться, что у нас нет никакой свободы. Свобода воли человека только в одном – повлиять на Высшую силу, чтобы она проявила себя добром в нашем мире.
     М. Санилевич: Вы сказали: «внутренним состоянием человек влияет на внешние силы». «Внутреннее» – это имеется в виду мои желания, мои мысли, или и то, и другое?
    
М. Лайтман: Все: желания и мысли, сердце и разум.
     Е. Литварь: Если бы сейчас вот здесь оказалось бы 100 самых богатых людей мира вне зависимости от национальности, пола, возраста и попросили бы Вас: «Дайте краткий совет, что мы можем и чем мы можем помочь миру? Финансово мы можем все, что угодно, но не знаем, куда и как. Наши попытки потратить деньги, как-то вложить их, не приносят успеха и на деле пока приводят мир к краху. Это даже мы уже видим».
    
М. Лайтман: Я сказал бы им просто. Мир надо накормить. Мы входим в период голода. Следующее состояние, возможно, – это период очень больших и разрушительных эпидемий. И за ним – состояние большой мировой войны.
     Все это можно предотвратить, ибо оно является следствием того, что мы находимся в абсолютном диссонансе, в абсолютном неравновесии с Высшей управляющей силой!
     Каждому человеку в мире надо обеспечить прожиточный минимум и посадить всех за парту, абсолютно всех, включая тех же миллиардеров! Они должны все вместе изучать, как правильно воздействовать на Высшую управляющую силу. Надо мгновенно изменить все средства массовой информации. Вместо того чтобы они продолжали делать из нас убийц, варваров, изуверов, маньяков и прочих, необходимо превратить их в инструмент, с помощью которого мы можем изменить мир.
     У нас есть эта возможность. Средства массовой информации при правильном их использовании, могут все. Создать правильную среду вокруг каждого человека, когда кроме этой информации он практически не получает ничего, потому что все остальное ему только во вред. Давайте пустим все наши средства на это! Таким образом, мы избавим мир от угрозы уничтожения, медленной и страшнейшей угрозы. Это будет похуже всего, что человечество переживало раньше.
     Е. Литварь: Вы предлагаете сейчас обществу, всемирному обществу как бы единственный рецепт выхода из предстоящих колоссальных катаклизмов – сделать шаг навстречу духовному развитию?
     И предупреждаете, что если этот шаг не будет сделан вовремя, то нас ждут невообразимые страдания и катаклизмы?
    
М. Лайтман: Конечно! Естественно, нас ждут страдания, потому что таким образом Высшая сила влияет сверху на наш мир. Если мы не ставим себя в равновесие ей, то диссонанс между нами и вызывает все страдания. Давайте приподнимемся, постараемся стать более подобными ей, и тогда этих страданий не будет.
     М. Санилевич: У меня такой вопрос, если сейчас в студии было бы несколько тысяч человек, которые положительно думали бы о мире, - это действует как-то? Есть такие практики, методики, когда собирается огромное количество людей и начинают, скажем, в течение нескольких часов думать положительно о мире, о природе, о других людях, чтобы всем было хорошо. Вы это имели в виду, говоря «внутренне влиять на внешние эти силы»?
    
М. Лайтман: В общем, да. Мысли человека и его желания, это – то, что влияет на Высшую силу. И мы это делаем на наших занятиях! Каждые сутки мы, живущие в разных частях света, на несколько часов собираемся вместе на наши занятия.
     Мы изучаем каббалистические источники, то есть четкую методику, каким образом мы можем влиять на эту огромную силу – назовите ее Творец, или природа, которая влияет на наш мир.
     Каббала – не мистика, это – наука, причем наука очень серьезная. Вы можете убедиться в этом даже из первого тома «Наука каббала».
     Все методики построены на объединении людей и действуют положительно. Я, например, каждый день чувствую, что, когда мы вот таким образом собираемся, изучаем, подтягиваем себя немножко повыше, то при этом возникает, естественно, какое-то положительное изменение в нашем мире.
     Однако проблема в том, что одновременно с этим мир входит во все более и более эгоистическое развитие, и мы еще пока своим положительным воздействием не перекрываем его отрицательное развитие.
     М. Санилевич: То есть если собрать несколько человек и в течение нескольких часов думать о том, чтобы миру было хорошо, это поможет?
    
М. Лайтман: Да. Только надо знать, как. На самом деле, наши мысли, наши желания являются самым сильным оружием в мире. Человек не осознает этого, потому что не имеет доступа к нему. Но самая великая сила – выше атомных, выше всевозможных излучений и энергий – это энергия человеческого разума, его желание. Оно проходит на сверхвысокой частоте и является порождением Высшей силы, порождением Творца и воздействием на Него.
     Е. Литварь: «Когда честный человек вступает на скользкий путь бизнеса, он выглядит там, как корова на льду», – сообщает нам Лариса из Москвы. Почему так устроено? Почему честному человеку в бизнесе очень трудно?
    
М. Лайтман: Не трудно – он не может быть в бизнесе. Доход в бизнесе – он, в общем-то, построен на том, что я пытаюсь максимально использовать другого для получения сверхприбыли. Допустим, чашка стоит 1 доллар со всеми налогами, расходами и так далее. Я хочу ее продать за пять. А может, я ее могу продать за десять, за пятнадцать и так далее. Сейчас придерживают нефть для того, чтобы больше за нее получить. А если освободить нефть от таких цен, то людям будет легче во всем мире. Этого не делается! Это честно или нет? Вроде бы, честно. Это – мое, за сколько хочу, за столько и продаю. И говорю об этом открыто, откровенно, во всех средствах массовой информации.
     Честный человек может так поступать или нет? Он не обманывает никого, то есть ничем тайно не манипулирует. Он всем говорит: «Это мое! Я сейчас не хочу. Я подожду, когда вы захотите это больше, тогда и заплатите больше». Это честно или нет?
     Я подожду, пока будет дефицит. И тогда я вам предложу эту чашку, и вы за нее заплатите 50 долларов вместо пяти.
     То есть бизнес изначально построен на извлечении максимальной выгоды из других людей, по сути дела я эксплуатирую необходимость другого человека в моем товаре.
     Для чего я развиваю рекламу? Вызываю в нем желание к тому, что ему не надо. Но у меня это есть. Я хочу его продать, я хочу на нем заработать. Поэтому я заранее вызываю в потенциальном покупателе желание. Зачем? Я заранее привожу его в голодное состояние, чтобы он съел то, что я ему приготовил.
     Весь бизнес построен на том, чтобы использовать других. И честный человек внутренне с этим не может быть согласен. Поэтому каббалисты всегда занимались очень простым делом. Они обязаны работать, зарабатывать и содержать себя, – не падать на руки общества. Но они работали всегда на очень простых работах.
     Мой учитель работал на строительстве дорог. Он был бетоноукладчиком, сапожником, мелким чиновником в налоговом управлении, обычным клерком. Каббалист стремится минимально зависеть от других и минимально оказывать влияние на других, потому что иначе он входит в систему абсолютной лжи.
     Е. Литварь: Гарантируют ли деньги успех в жизни человеку? Или наоборот – успех гарантирует человеку водопад денег?
    
М. Лайтман: Ни то, ни другое не зависит от самого человека. Все взлеты, падения, одних сажают, а другие, наоборот, гуляют - это все судьба человека, которая записана внутри него. Ничего он не может сделать! Кроме одного - изменить ее через Верх, через Высшую силу.
     Е. Литварь: Вы сделали замечательный переход на следующую передачу, которая называется «О Карме». Спасибо, всего Вам доброго.
    
М. Лайтман: Всего хорошего.
    Поставьте оценку: 
Комментарии: 
Ваше имя: 
Ваш e-mail: 

     Проголосовало: 1     Средняя оценка: 10