Млечный Путь
Сверхновый литературный журнал


    Главная

    Архив

    Авторы

    Приложения

    Редакция

    Кабинет

    Стратегия

    Правила

    Уголек

    Конкурсы

    FAQ

    ЖЖ

    Рассылка

    Озон

    Приятели

    Каталог

    Контакты

Рейтинг@Mail.ru



 






 

Эльвира  Вашкевич

Магия зеркал

    
Мир таков, каков он есть, а, может быть, совсем не таков.
     (Почти забытая почти цитата)
    
     Вот то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того чтобы поинтересоваться, откуда дует ветер.
     (Карел Чапек, «Дым»)

    
     Зеркала… Загадочные предметы, без которых не представима жизнь человека. Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром, и не увидеть своего отражения? Кажется – ерунда, мелочи. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания с древних времен лишали отражения.
     Но зачем же человеку нужно зеркало? Почему каждый с таким упорством вглядывается в свое отражение? Только ли это прихоть, или в желании увидеть себя в волшебном стекле есть нечто большее? Этот вопрос подводит нас к тому, что мы назовем:
    
     Философия зеркал
    
     Всю свою историю человек пытается познать мир. Но познание мира это, в первую очередь, познание себя. Мы рождаемся, и с нами рождается наш мир, мы умираем, и наш мир тоже умирает в момент нашей смерти. Конечно, остаются другие люди и другие миры, но наш уходит вместе с нами. Как же можно познать этот мир, не познав себя?
     Первый вопрос, которым задается тот, кто пытается познать себя: «Кто я?» Действительно, это основной вопрос. Ответ на него означает ответ на многие другие вопросы, которые могли бы быть заданы. Итак, кто я, человек? А что такое человек? Или – кто такой человек? Птица, рыба или дикий зверь? Или просто какое-то экзотическое блюдо тайской кухни? Как определить само понятие, как сформулировать? Ведь любое определение нуждается в четкой формулировке, иначе оно слишком размыто и может предполагать несколько толкований. А нас устроит только однозначность.
     Платон определил человека, как бесперое двуногое. Очевидно, он никогда не видел кенгуру или циркового медведя. Эту формулировку блестяще опроверг Диоген. Он ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вон он, твой человек!» Тогда Платон уточнил определение – человек - это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Казалось бы, эта формулировка действительно описывает человека. Но, с точки зрения стороннего наблюдателя, собаки в опытах Павлова тоже проявляли способность к рассуждению. Как же еще можно объяснить то, что они выстраивали логическую цепочку – красная лампочка означает боль, зеленая лампочка – еду? Значит, если обучить ощипанного цыпленка реагировать на лампочку, он может считаться человеком? Правда, остаются еще плоские ногти. Также у человека есть еще одна отличительная черта – мягкая мочка уха. Но, согласитесь, это все как-то зыбко и неопределенно. Гораздо проще указать на человека и сказать: «Вот это – человек!» То есть, дать определение на основании визуализации.
     Издавна слова «познать» и «увидеть» считаются синонимами. Мы говорим – «я видел собственными глазами», считая это достаточным доказательством существования явления. Язык отразил эту синонимичность. Так, во французском языке «reflet» – отражение, «reflechir» - размышлять; в английском «speculate» – размышление, «speculum» – зеркало; в немецком «reflektieren» - отражать, рассчитывать, размышлять, в русском языке – созерцание, зерцало (зеркало).
     Но как же увидеть себя? Частично – да, возможно. Но целиком… Не зря ведь говорят – не видать чего-то, как собственных ушей. Мы не можем увидеть собственную голову, не можем оказаться вне собственного тела, обойти себя кругом, рассмотреть спину. То есть, визуализация является не полной. Любой человек, никогда не видевший себя, может считать себя ощипанным цыпленком, который по какой-то прихоти природы обзавелся плоскими ногтями и мягкой мочкой уха.
     И вот, пока человек мучается в сомнениях, пытаясь определить самого себя, в игру вступает зеркало. Посмотрев на свое отражение, сравнив его с окружающими, можно смело заявлять: «Я – человек!»
     Следовательно, зеркало можно назвать техническим инструментом нашей самоидентификации, которая является основой в нашем познании мира. Наше самосознание, представление о себе и мире, формируются с помощью и под влиянием зеркала.
     Иногда мы принимаем зазеркалье, как отдельный мир, живущий по своим законам, населенный нашими двойниками и двойниками окружающих нас вещей. Так что же, собственно говоря, происходит в зазеркалье? По каким законам оно живет? Эти вопросы приводят нас к тому, что мы условно назовем:
    
     Математика зазеркалья
    
     Я так и представляю нахмуренные брови читателя (особенно, если этот читатель школьник или студент) и его разочарованные слова: «У-у-у! Опять эта математика!» Спешу заверить, что математикой это, как уже было сказано выше, можно назвать очень условно. Разве что в честь Льюиса Кэрролла, который был математиком и описал законы зазеркалья в своем бестселлере «Алиса в Зазеркалье».
     В зеркале все предметы «переворачиваются», предстают обращенными. Если вы протянете своему отражению правую руку, то увидите, что оно протягивает вам левую. Вот что пишет Кэрролл: «… я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом. Во-первых, там есть вот эта комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная… только все там наоборот!»
     Как-то я видела задачу, решение которой мне очень понравилось. Вот она – зеркало переворачивает изображение. Это всем известно и очевидно, стоит только посмотреть в зеркало. Но почему в своем зеркальном отражении мы видим, что зеркало меняет левую и правую стороны, но не меняет верх и низ, хотя по условиям симметрии меняться должны все направления?
     Оказывается, когда мы стоим перед зеркалом, то мысленно как бы обходим его сбоку и становимся за ним. Поэтому меняется правое с левым. А вот если представить, что мы перевалились через зеркало сверху, чтобы голова была внизу, то тогда казалось бы, что поменялся верх и низ, а левое и правое остались на месте. Нормальный человек, естественно, скорее «обойдет» зеркало, чем будет «переваливаться» через него.
     Законы движения в зазеркалье так же вывернуты, как и неподвижные отражения. В самом деле, если в ответ на помахивание правой рукой отражение машет левой, то если вы желаете попасть в какое-то место в зазеркалье, нужно идти прямо в противоположную сторону. Маленькая Алиса Кэрролла этого не знала, поэтому «… куда бы она ни шла, где бы ни сворачивала, всякий раз, хоть убей, она выходила снова к дому». И только пойдя в противоположном направлении, она вышла туда, куда хотела.
     Но выбор направления – это еще не все. Любопытнее всего, с моей точки зрения, другое. В нашем мире скорость есть частное от деления расстояния на время, то есть – v = S/t. В зазеркальном мире все наоборот! Там v = t/S! Кэрролл был не просто сказочником, а математиком, рассказывающим сказку, и смог предвосхитить Энштейна. «Самое удивительное было то, что деревья не бежали, как следовало ожидать, им навстречу; как ни стремительно неслись Алиса и Королева, они не оставляли их позади… «Далеко еще?» - с трудом вымолвила, наконец, Алиса. «Не еще, а уже! - ответила Королева. - Мы пробежали мимо десять минут назад! Быстрее!» – сложно двигаться в зазеркальном мире тому, кто привык к законам «предзеркалья». Это следствие закона движения, приведенного выше – при большой скорости время велико, а расстояние мало. Чем выше скорость, тем меньше пройденное расстояние. Чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в пространстве.
     Неудивительно, что пространство, имеющее такие законы, всегда представляется загадочным. А загадочное кажется опасным. Умберто Эко в «Маятнике Фуко» пишет: «Если имеется зеркало, это уже просто, по Лакану: вам хочется посмотреться в него. Но ничего не выходит. Вы меняете положение, ищете такого положения в пространстве, при котором зеркало вас отобразит, скажет: «вот ты, ты тут». И совершенно невозможно примириться с тем, что зеркала Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще бог весть какие, отказываются вести себя нормально, издеваются над вами: отступите на шаг – и вы в поле зрения, шагнете хоть чуть-чуть – и теряете себя. Этот катоптрический театрик создавался специально для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения в пространстве… Появляется неуверенность не только в себе, но и во всем прочем. Исчезают вполне реальные вещи, которые вы видите рядом с собой… нормальное зеркало отражает получаемые из вогнутого лучи таким образом, что собственно предмета, очертаний его в зеркале не видно, ощущается нечто призрачное, мимолетное и к тому же перевернутое вверх ногами, где-то в воздухе, вне зеркала…»
     Подобные «фокусы» зеркал привели к формированию множества мифов, сказок, легенд, мистических историй. Но все эти истории не имеют к математике даже условного отношения, поэтому мы рассмотрим небольшую часть того, что назовем:
    
     Легенды зеркал
    
     Легенды, связанные с зеркалами – почти бесконечная тема. Более того, у каждого, наверняка, есть своя личная история о зеркале. Иногда я думаю, что каждый, кто посмотрел в зеркало, сразу же начинает сочинять странную историю. Это не такая абсурдная мысль, как может показаться с первого взгляда. Вспомните только, как удивляется ребенок, впервые увидев себя в зеркале. Как-то я наблюдала, как растерялся котенок, увидев свое отражение. Он трогал гладкую поверхность лапкой, мяукал и тыкался лбом в стекло и изо всех сил пытался завязать хорошие отношения с тем котенком, которого видел с другой стороны зеркала. Котенок не понимал, что это – он сам, только отраженный. Ребенок тоже не сразу начинает воспринимать отражение, как себя, свою копию. Скорее, он считает, что это – другой ребенок. И в сознании откладывается мысль, что там, за зеркальным стеклом, кто-то живет. И ребенок приходит к понятию «двойника».
     Двойник – это тот, кто живет в зеркале, в зазеркальном мире. Он очень похож на оригинал, но, тем не менее – другой, обладающий самостоятельностью.
     Очевидно, подсознательно каждый человек чувствует себя связанным со своим двойником в зеркале. Чем-то это напоминает общепринятое представление о связи между близнецами. Так считается, что если умирает один из близнецов, то умирает и второй, или, по крайней мере, чувствует смерть первого. То же и с зеркалом – разбитое (умершее) зеркало несет несчастье и смерть своему хозяину. То есть, «смерть» зеркального двойника означает смерть оригинала.
     У многих народов – индийцев, таджиков, персов и других – существовал свадебный обряд, когда жених и невеста должны были смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников должна укрепить и благословить земной брак. Более того, у некоторых народов жених и невеста видели друг друга впервые именно отраженными в зеркале, а не непосредственно. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Считалось, что именно это должно принести удачу и счастье семье. Мне кажется, что практически у каждого в жизни было такое – когда смотришь на свое отражение рядом с дорогим человеком и говоришь: «Посмотри, милый (-ая), как мы хорошо вместе смотримся!» И это «хорошо вместе смотримся» наполняло дополнительной уверенностью в собственных силах. А ведь это – отголосок веры в самостоятельное существование двойника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы подсознательно верим в самостоятельность зеркального отражения.
     Мне вспоминается цитата: «… Скоро тебе становится так одиноко, что ты начинаешь заговаривать с ящерицами, а потом приходит время, когда они начинают тебе отвечать…» (Фредерик Браун, «Арена»). Как часто вы разговариваете с зеркалом? Довольно регулярно, я думаю. По утрам мы говорим зеркалу: «Привет! Что-то у тебя сегодня помятая физиономия», или – «Ты сегодня неплохо выглядишь!» Вечером, глядя в зеркало, мы говорим: «Спать пора, и вид уже совершенно сонный, вон глаза сами закрываются». Казалось бы, мы разговариваем сами с собой. Но это вовсе не признак одиночества. Это – беседа с зеркалом, со своим двойником, живущим там. Может быть, когда-нибудь он ответит.
     Хорхе Луис Борхес упоминает о зеркальных существах, в частности, миф о Рыбе: “В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, - не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали чары Желтого Императора. Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем сне, все действия людей. Он лишил их силы и облика и низвел до последнего рабского положения. Но придет время, и они пробудятся от этой колдовской летаргии.
     Первой проснется Рыба… Затем одна за другой пробудятся и остальные формы. Постепенно они станут отличными от нас, перестанут нам подражать. Они разобьют стеклянные и металлические преграды, и на этот раз их не удастся победить. Вместе с зеркальными тварями будут сражаться водяные”. (Хорхе Луис Борхес “Энциклопедия вымышленных существ»)
     Тот же Кэрролл пишет: «Если распахнуть дверь в нашей гостиной пошире, можно увидеть _кусочек_ коридора в том доме, он совсем такой же, как у нас. Но, кто знает, вдруг там, где его не видно, он совсем другой?» («Алиса в Зазеркалье»). Вот оно, вечное опасение – а вдруг зеркала только притворяются покорными и смирными? Вдруг то, что они показывают – это совсем не наше отражение?
     Кстати сказать, именно на вере в то, что отражение в зеркале – двойник – это не совсем мы, основан один из методов психотерапии. Врач-скульптор создает скульптурный портрет пациента в натуральную величину, в реалистическом стиле. По мере того, как пациент узнает себя в этом скульптурном портрете, а портрет приближается к завершению, болезнь проходит. Портрет этот неуловимым образом носит на себе печать болезни, а оригинал исцеляется. Скульптурный портрет – это тот «двойник», которого больной каждый день видит в зеркале. Созданный врачом «двойник» становится «плохим» членом пары человек-отражение, а пациент – «хорошим».
     Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека, покойника, убийцы, или «видело» сцену убийства, то оно само становится «злым». Такое зеркало всегда холодное на ощупь, перед ним гаснут церковные свечи, и оно может принести неприятности новому хозяину, вплоть до его смерти. Это зеркало нужно разбить, и только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено.
     Так же говорят, что через зеркало можно «навести порчу». Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть, зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии.
     Правда, не все истории о зеркалах так мрачны. С помощью зеркал можно не только «наводить порчу», но и избавляться от нее. Например, если повесить зеркало в той комнате, где собираются гости, то оно заберет все злое себе. Потом зеркало следует очистить, пока оно является только накопителем, а не излучателем. Очистку рекомендуется производить холодной водой.
     Еще считается, что если смотреть в зеркало, желая себе самого хорошего, заняться перед ним чем-то вроде аутотренинга, уверяя свое отражение, что оно – самое умное, самое красивое, самое-самое замечательное, то двойник, живущий в зеркале, обеспечит осуществление этих мечтаний.
     Есть еще поверье, что, возвращаясь домой с полдороги, нужно обязательно посмотреться в зеркало. Это делается для того, чтобы восстановить защиту дома от посторонних воздействий, ту защиту, которую обеспечивает зеркало, отражая все негативные воздействия.
     Существуют даже правила размещения зеркал в квартире. Например, любое зеркало следует вешать так, чтобы оно не «срезало» голову самого высокого члена семьи.
     Так же существует множество методов гадания с помощью зеркал. Самые известные – это с помощью двух зеркал и свечи или с помощью одного зеркала и свечи. Святочные гадания на жениха известны с давних времен. И сейчас гадают таким образом, кто в шутку, а кто и всерьез. И даже то, что начинается, как шутка, становится чем-то серьезным и настоящим, когда перед глазами в темноте разворачивается бесконечный зеркальный коридор.
     Даже зарегистрированы случаи «проникновения» в прошлое и будущее с помощью зеркал. Кто-то уверяет, что видел в зеркале при гадании своего будущего мужа, кто-то – жену; записана история о том, как две девушки наблюдали в зеркале встречу императоров Александра I и Наполеона в 1807 году; рассказывают, как деревенские знахарки с помощью зеркала находят вора… В общем, эти истории почти бесконечны и столь же разнообразны, но все сводятся к одному – зеркала являются предметами, способными показать что-то неведомое, раскрыть новые знания, если с ними правильно обращаться.
     Все эти таинственные свойства зеркал привели меня к мысли, которую можно назвать:
    
     Физика зеркал
    
     Рассмотрим обычный процесс отражения, упрощенно, на уровне школьного курса физики. Не будем углубляться в квантовую механику и прочие научные премудрости. Посмотрим, что можно увидеть, исходя из самых элементарных понятий.
     Существует падающая волна, отражающая поверхность и отраженная волна. Как известно, падающая волна не идентична отраженной. Этим свойством отражающих поверхностей успешно пользуются. Например, оно применяется для исследования состава, свойств и структуры вещества. Ранее оптические характеристики вещества, необходимые для выяснения его свойств и структуры, определялись в основном по параметрам проходящего света. Между тем, свет, отраженный от вещества, несет в себе не меньшее, а зачастую большее количество информации о свойствах этого вещества. Эта информация не идентична получаемой «на просвет» и дополняет ее.
     Но мы-то, стоя перед зеркалом, благополучно забываем все то, чему нас учили в школе. Мы доверчиво вглядываемся в гладкую поверхность, ожидая, что она сообщит нам истину. А все потому, что наше отражение похоже на то представление, которое мы составили о себе. Или мы уверили себя в том, что оно не просто похоже, а абсолютно соответствует истине. Но оно не является идентичным, не следует об этом забывать. Это - другая волна, с другими свойствами и характеристиками. Говоря проще – что-то осталось внутри зеркала, а что-то пришло к нам из зазеркалья. Фактически, если рассматривать процесс отражения согласно понятий классической физики, можно сделать вывод, что действительно зеркало «хранит» в себе изображения всех, кто когда-либо смотрелся в него. Так что это не совсем бабушкина сказка.
     Следует учесть так же тот момент, что падающая волна состоит не только из видимого диапазона. Человек излучает еще и в невидимом диапазоне, соответственно, отраженная волна – это тоже не только видимый свет. Так что, если изменения между падающей и отраженной волной происходят в невидимом диапазоне излучения, то человек, смотрящийся в зеркало, их попросту не замечает.
     Другое дело, на какой срок зеркало сохраняет полученную информацию. Посмотрим, что происходит с падающим светом внутри зеркала. Ведь не забивается же световая волна в угол, таясь там до того момента, когда зеркало разобьют.
     При отражении света от прозрачной среды суммарная энергия электромагнитного поля остается неизменной, меняется лишь его конфигурация (направление распространения). Однако уже в этом случае происходят промежуточные процессы преобразования энергии. Энергия падающей волны превращается (частично) в энергию вынужденных колебаний частиц среды. Эти колебания порождают вторичные волны. Сложение падающей волны с вторичными волнами создает отраженные и преломленные волны. Все эти процессы происходят в очень тонком слое вблизи границы раздела.
     Но зеркало не является прозрачной средой. В зеркалах отражающей поверхностью является металл. В металлах падающая волна поглощается практически полностью в тонком слое (порядка 100 ангстрем), энергия ее превращается в основном в энергию движения электронной плазмы. Движущиеся электроны излучают, в результате чего формируется отраженная волна, уносящая до 99% и более первоначально поглощенной энергии; лишь малая доля уходит на «разогрев» решетки металла.
     Таким образом, в отражающей среде имеется определенный запас энергии. Эта энергия доставляется в процессе установления и формирования отраженного поля, а в стационарном состоянии лишь поддерживается определенным потоком энергии из падающей волны. Запас этот в поглощающей среде (в зеркале) может быть значительным, даже при полном внутреннем отражении. В неоднородных, например, мутных и дисперсных, средах, время установления поля может быть значительным из-за большой глубины пробега фотонов, формирующих отраженный свет за счет многократного рассеяния. В этом случае может происходить процесс «пленения излучения». Чем больше неоднородность зеркала, тем больше энергии «пленяется».
     Казалось бы, ну, застряло что-то в зеркале, ну и пусть. Все равно какие-то мелочи, которые сами по себе рассеются. А вот это не совсем верно. Самая простейшая аналогия – пластмасса и огонь. Представьте, что вы пронесли над огнем пластиковую линейку. Что будет? Правильно, нагреется. Но если пронести быстро, то никаких внешних изменений заметно не будет. А внутренние изменения произойдут. Но если тепловое воздействие совсем непродолжительное, то эти изменения будут несущественными. Теперь будем нести эту линейку медленнее. На этот раз уже начнутся и внешние изменения, пластик «потечет». Если же оставить линейку на огне, то в очень скором времени от нее останется только маленькая кучка спекшейся пластмассы. То же и с зеркалом. Энергия, «пленяющаяся» внутри отражающего слоя, вызывает изменения этого слоя. Формируются носители информации по принципу выпуклость/вогнутость. Как дорожки на грампластинке. А неоднородность отражающей среды помогает удерживать все большее количество энергии, вызывающей формирование «матрицы образа». Получается, что чем больше человек смотрится в зеркало, тем отчетливее «отпечатывается» его образ внутри зеркала. То есть, ваше зеркало сохраняет в себе ваш образ. Если же кто-то посмотрел в ваше зеркало один раз, то его образ, конечно же, тоже сохранился, «наложившись» на вашу «матрицу». Но если постороннее воздействие непродолжительно, то его последствия очень быстро исчезнут.
     Откуда же возникает эта самая неоднородность зеркала? Да при изготовлении! Ведь зеркала изготавливаются поточным методом, и никто еще не создавал для бытового пользования зеркало с идеально отражающей поверхностью, с абсолютно точно выверенным составом отражающего слоя, с тщательно проверенной на наличие дефектов кристаллической решеткой, идеально гладкое и бескрайнее (чтобы исключить дефекты края). Да это было бы странно, если бы такое зеркало создали. Уж слишком дорогостоящим был бы процесс для того, чтобы использовать потом подобное зеркало для рассматривания прически или нанесения косметики.
     В общем случае, дефекты кристаллической решетки бывают следующие:
     - несовершенства нулевой размерности, или точечные дефекты – вакансии, междоузельные атомы, центры окраски, парные вакансии, кластеры;
     - одномерные, или линейные, несовершенства – дислокации;
     - двумерные, или поверхностные, нарушения – границы зерен, двойниковые границы, межфазные границы, дефекты упаковки, поверхности кристалла;
     - трехмерные, или объемные, нарушения – поры, включения второй фазы, примесные скопления, а также другие объемные дефекты.
     Очевидно, что зеркало является собранием всех типов дефектов разом. А ведь любой дефект влияет на «обработку» поглощенной световой волны. На параметры отраженного света влияют тончайшие (вплоть до мономолекулярных) поверхностные слои и их особенности. Значит, чем больше дефектов, тем больше отличается отраженная волна от падающей. А небольшое изменение падающей волны может привести к большим изменениям волны отраженной.
     Рассмотрим процесс «наведения порчи» или «сглаза». Сглазом считается скол энергетической оболочки человека. Можно, конечно, поспорить о том, имеется ли у человека такая оболочка. Однако человек поглощает и излучает энергию, это бесспорно, поэтому сглазом можно назвать нарушение этих процессов поглощения и излучения с помощью каких-то внешних воздействий. Возможно ли такое воздействие через зеркало?
     Опять же, если принять во внимание наличие дефектов структуры зеркала, а также известные процессы отражения света, можно прийти к выводу, что сглаз через зеркало вполне возможен. В самом деле, если человек смотрится в зеркало, то падающая от него волна изменяет структуру поверхностного зеркального слоя. А так как в структуре зеркала имеется множество дефектов, то не требуется особо сильного внешнего воздействия, чтобы ее (структуру) изменить. Такие изменения могут быть временными, но могут быть и постоянными (или достаточно продолжительными во времени). То есть следующие отраженные волны будут нести в себе «отпечаток» той волны, которая изменила структуру. А эти изменения могут совершенно не пойти на пользу хозяину зеркала, который привык улавливать определенный тип отраженных волн.
     В качестве средства от избавления от такого сглаза, рекомендуют протирать зеркало мокрой губкой, как бы смывая с него чужое отражение. Конечно, это звучит весьма поэтично и вызывает некоторый здоровый скепсис. Тем не менее, что происходит при мытье зеркала холодной водой? Как было сказано выше, энергия, «оставшаяся» в зеркале, уходит на «разогрев» решетки металла. Значит, вымыв зеркало холодной водой, можно «охладить» эту решетку, приведя ее в первоначальное состояние. То есть – «смыть» отражение.
     Возникает вполне резонный вопрос – а не может ли такую «смывку» отражения обеспечить окружающая среда, то есть – воздух? Но точно так же можно спросить – а зачем существуют специальные технологии для утилизации мусора? Ведь на воздухе все эти бутылки, тряпки, огрызки и прочее с тем же успехом разложатся и, таким образом, утилизируются. Да, конечно, утилизируются. Но – когда? Вы согласны ждать несколько столетий, пока разложится весь мусор, скопившийся в баке около вашего дома? Вряд ли. То же и с зеркалом. Хозяин зеркала просто не сможет ждать столько времени, сколько потребуется воздуху для того, чтобы «смыть» изображение. Люди пока еще столько не живут. А следует учесть еще тот факт, что зеркало будет продолжать накапливать разнообразные отражения, и этот процесс будет происходить быстрее, чем воздух их «смоет». Точно так же, как в мусорный бак будут продолжать выбрасывать мусор быстрее, чем он будет утилизироваться естественным образом.
     Можно предположить также, что при мытье зеркала холодной водой происходит не столько охлаждение кристаллической решетки, сколько процесс заземления, снятия электрического потенциала, который участвовал в формировании изображения.
     Кстати сказать, в качестве очистки от нежелательного воздействия во все времена рекомендовалось именно мытье в проточной воде. Возможно, это и есть то самое «охлаждение решетки» (или «заземление»). В принципе, для того, чтобы убрать влияние «застрявшей» энергии, можно пойти и по прямо противоположному пути, то есть – разогреться, а охлаждаться можно не только проточной водой. Но мне как-то странно представить человека, сидящего на плите с целью убрать сглаз. Или обложившегося льдом. Хотя подобный метод используется в бане – сначала долго разогреваются в парилке, а потом выскакивают в снег. Но для этого нужно иметь очень хорошее здоровье. Так что просто постоять под душем, смывая с себя не только грязь, но и «застрявшие» в организме энергии, предпочтительнее и проще.
     А почему не рекомендуется вешать зеркало так, чтобы «срезалась» голова? Якобы неудачно повешенное зеркало может принести несчастья и болезни. С одной стороны, конечно, хочется посмеяться. В самом деле, каким образом кусок стекла, покрытый металлом, может воздействовать на обстановку в семье, здоровье или удачи и неудачи на работе? Но если принять то, что различные части человеческого тела излучают разные энергии, то такое влияние представляется возможным. «Срезанная» голова будет в этом случае означать недополученную энергию определенного типа, а, как следствие, отраженная волна тоже будет иметь другие свойства, чем при «правильном» расположении зеркала. То есть, получается, что хозяин зеркала сглазил себя сам. А уж человек, который плохо себя чувствует, не уверен в себе, естественным образом становится сам источником всех своих неприятностей.
     Так же можно объяснить, почему хорошие мысли перед зеркалом приносят удачу. Это – концентрация положительной энергии, и ее усиление через зеркало. Зеркало в данном случае выступает в роли копилки. Помните, были такие смешные свинки, куда нужно было бросать монетки? Раз монетка, два монетка, три монетка… а потом и на мороженое хватало. А самым упорным – и не на одно мороженое. Так и зеркало. Энергия, которую человек излучает, зависит от настроения. То, что у человека в зависимости от настроения изменяется частота пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры, является известным и бесспорным фактом. А уж вот все эти изменения влияют и на излучаемую энергию. Можно сказать, что зеркало накапливает все ваши хорошие мысли для будущего использования. Или, если сформулировать это ближе к физике, отражающий слой зеркала изменяется в соответствии с получаемой от падающей волны энергией, изменения эти накапливаются до какого-то порогового уровня, а потом происходит излучение. То есть, если вы постоянно смотрелись в зеркало с хорошими эмоциями, то в результате вы получите ваше мороженое, когда копилка наполнится. А вот будет это большой пломбир или маленькое молочное мороженое – зависит только от вашей способности к накоплению.
     Почему разбитое или треснувшее зеркало приносит несчастье? Да ведь в этом случае в структуру зеркала вносятся дополнительные дефекты, которые, естественно, влияют на свойства отраженной волны. Получается, что в данном случае опять происходит так называемый сглаз для смотрящегося в такое зеркало.
     Почему зеркала следует завешивать, когда в доме покойник? Кто знает, какие энергетические процессы сопровождают смерть человека… Весьма возможно, что зеркало поглощает подобную энергию в таком количестве, что изменение свойств отражающей поверхности становится необратимым. Чтобы «освободить душу», следует разбить зеркало. То есть, с точки зрения физики, разрушить кристаллическую решетку отражающей среды, что приведет к рассеянию накопленной в ней энергии.
     Конечно, пытаться объяснить процессы гадания или ясновидения с помощью зеркал невозможно, если пользоваться только стандартными понятиями классической физики. В самом деле, обычная теория отражения и поглощения света не объясняет, каким образом в зеркале возникают изображения, не имеющие вообще никакого отношения к падающей волне. Девушка, гадающая на святках, видит в зеркале своего будущего жениха, когда должна видеть только лишь свое отражение. Каким же образом это происходит? Можно предположить, что человек, как источник излучения, воздействует на зеркало таким образом, что оно начинает отражать не только тот мир, который мы привыкли считать реальным, но и некие другие измерения, отстоящие от нас в пространстве и во времени. Может быть, это связано с дефектами структуры зеркала и, создав «идеальное» зеркало, можно избавиться от таких эффектов. Возможно, в конце концов появится научная теория, которая объяснит и эти явления. Пока же они остаются загадкой, а все объяснения их выглядят несколько недостоверно и умозрительно.
     Но есть один нюанс, связанный с гаданием при помощи зеркал. Если зеркала являются накопителями информации, то, естественно, эту информацию из них можно извлекать. Просто для этого следует воспроизвести определенную последовательность действий. Простейшим аналогом является компьютер. В его память закладывается информация, а потом следует ввести определенную последовательность команд, чтобы ее извлечь. Можно предположить, что расположение свечей около зеркала, определенное время суток – все это и является той самой последовательностью команд. Но вопрос – какая же информация извлекается из зеркала? Может быть та, что была заложена серией предыдущих отражений? А ведь эти отражения накладывались одно на другое, какие-то из них «размазывались»… И в результате, глядя в зеркало, можно увидеть монстра. А это – всего лишь неправильное воспроизведение информации, как происходит в компьютере, если программы сбоят и накладываются друг на друга. И потом рассказываются ужасные истории о том, как из зеркала пытались выбраться целые стаи неведомых зверей, а эти стаи, возможно, всего лишь сохранившееся отражение домашней кошки. Следовательно, прежде чем браться за эксперименты с заглядыванием в будущее с помощью зеркал, следует эти зеркала очистить от предыдущей сохраненной в них информации.
     Можно, конечно, еще долго теоретизировать по поводу тех или иных свойств зеркал, но они все так же останутся загадочными на данный момент. Поэтому мне хочется сказать несколько слов в
    
     Заключение
    
     С объяснениями с точки зрения физики, или без оных, зеркала все равно остаются предметами загадочными и, в некоторой степени, опасными. Мы вешаем на стенку предмет, с древних времен применяющийся в магических практиках с разнообразными целями – для излечения, сглаза, видения будущего и прошлого, - и совершенно не думаем об этом. Мы спокойно смотрим в зеркало по утрам, поправляя прическу или репетируя улыбку, которую собираемся кому-нибудь продемонстрировать. И забываем, что зеркало – не так просто, как кажется на первый взгляд. И то, что оно вошло естественным образом в повседневный обиход, еще не означает, что к нему нужно относиться небрежно, не задумываясь о последствиях. В самом деле, хозяин бультерьера никогда не забывает о том, какие у его собаки бойцовые качества. Почему же мы не думаем подобным образом о зеркалах? Сила привычки? Или просто «послушность» отражения завораживает нас, закрывая опасные свойства зеркальной поверхности? Действительно, что может быть опасного в собственном изображении? Казалось бы – ничего. Но многочисленные свидетельства показывают, что к зеркалам нужно относиться с тем же почтением, как и к тому же бультерьеру. И даже с большим, потому что бультерьер ясен и понятен, а зеркала – таинственный предмет, помогающий нам познать мир и себя. Зеркало – инструмент, которым следует пользоваться с осторожностью, так как не все его свойства понятны и объясняемы. Так будем же познавать себя и окружающее осторожно и с уважением.
    Поставьте оценку: 
Комментарии: 
Ваше имя: 
Ваш e-mail: 

     Проголосовало: 3      Средняя оценка: 10