У Вадима Петровича Руднева – известного доктора филологических наук, философа, семиотика, свой, оригинальный взгляд на психопатологию, изложенный в ряде книг и статей [14]. В своих текстах Руднев пишет, что не существует единой фундаментальной реальности для всех типов личностей и различных психических расстройств, а есть каком-то смысле объективно существующие миры-реальности сангвиника, депрессивного человека, шизоида и т. д.[14]. Человек с психическим расстройством «входит» в тот или иной патологический психический мир-реальность, а реальностей столько, сколько психопатологий. Особый интерес представляет мир шизотипической (полифонической) личности, то есть личности, состоящей из мозаики различных характерологических радикалов – циклоидного, шизоидного, истерического и т. д., имеющей «несколько личностей в одной» [1,14]. Причем, в шизотипическом мире у каждой «субличности» - своя истина, не совпадающая с истиной другого характерологического «радикала». В шизотипический мире нередко живут и больные приступообразно-прогредиентной шизофренией вне приступа болезни. В отличие от диссоциативных расстройств идентификации (расстройства множественной личности) [11], «субличности» не сменяют друг друга, а функционируют одновременно, что и ведет к аномалиям мышления и эмоциональных реакций, эксцентричному, с точки зрения окружающих, поведению. По американской классификации DSM-IV, для личностей с шизотипическим расстройством характерны необычные убеждения или магическое мышление, которые влияют на поведение и не соответствуют нормам данной субкультуры (например, суеверия, приписывание себе способностей к ясновидению, телепатии или «шестому чувству»).
Примером шизотипического дискурса, по Рудневу является сюжет рассказа Акутагавы «В чаще», известного также по фильму Куросавы «Росемон», где в одной реальности, в зависимости от наблюдателя, равноправно существуют три версии, три отличающихся набора событий одного и того же. Центральная часть фильма вращается вокруг различных точек зрения на изнасилование женщины и смерть ее мужа - самурая в лесу. Действие происходит в XI столетии. Зрители слышат истории, рассказанные бандитом Тадземару, женой убитого на исповеди, духом самурая через прорицательницу. Точка зрения каждого из них излагается, причем «правда» меняется с выступлением каждого нового подсудимого. Субмир разбойника соответствует эпилептоидной личности. Субмир жены убитого мужчины – истерический. Субмир убитого самурая – шизоидный. В шизотипическом мире каждый по-своему прав. По Рудневу, несомнен факт формирования культуры XX века под прямым влиянием творчества шизотипических личностей. Он считает, что большое число художников, писателей, философов, психологов, страдавших именно этим расстройством, определило культурное лицо XX века. Шизофрения, с этой точки зрения - «цена», которую человечество платит за культуру. Наиболее известные шизотипические личности XX века — Джеймс Джойс, Карл Густав Юнг, Велимир Хлебников, Луис Бунюэль, Поль Сезанн, Владимир Маяковский, Людвиг Витгенштейн, Франц Кафка, Игорь Стравинский, Осип Мандельштам, Андрей Платонов, Эжен Ионеско, Ален Роб-Грийе, Александр Введенский, Даниил Хармс, М. М, Бахтин, О. М. Фрейденберг, Фредерик Перлз, Жак Лакан, Рене Магритт, Сальвадор Дали.
В «каком-то смысле объективно» существующие миры-реальности» Вадима Руднева соответствуют представлениям эвереттики. Гипотеза Хью Эверетта [5,3,4,6] о физическом смысле редукции волновой функции в квантовой механике оказалась важной не только для физики (сейчас ее обычно называют многомировой интерпретацией квантовой механики (ММИ)), но и в общекультурном аспекте. Интересно, что Роджер Пенроуз вспоминает, как в пятидесятые в частных беседах «многие» высказывали идеи о множественности миров. Сам Пенроуз пишет, что и ему приходили в голову подобные мысли, но развил и опубликовал эту концепцию все же Хью Эверетт [13].
Обычно различают понятия эвереттизма, как одного из разделов квантовой механики, разрабатывающего обоснования и следствия гипотезы Эверетта, и эвереттики, как общекультурного феномена, направленной на осознание и описание многомирия как фундаментальной характеристики бытия [6,8]. Эвереттизмом занимаются физики-профессионалы, опираясь на свои профессиональные знания. Эвереттика, являясь по существу гуманитарной версией эвереттизма, использует свои, более субъективные, основанные в значительной мере на интуиции, методы. В контексте эвереттики, физическая реальность представляет собой множество миров, в часть из которых человек может попасть по выбору сознания. Такая реальность называется мультиверсом. (выражение «параллельные миры», по сути, во многом совпадает с термином «мультиверс»). Само сознание каждого индивидуума – это проявление «в нашем мире» мультивидуума, существующего в мультиверсе. Мультивидуум – это связная совокупность (обычно – на бессознательном уровне) всех проявлений «Я» человека в ветвях мультиверса. Между мирами (ветвями мультиверса) существует взаимодействие [11]. Оно проявляется в каждой из взаимодействующих ветвей в виде явления склеек, примером которых являются озарения, творческие идеи, предвидения и т.п. Мультиверс - мироздание в целом, как совокупность миров с разными физическими законами и числом измерений. Одной из составляющих мультиверса является та вселенная (универс), в которой мы обитаем [2,3,6].
Если понятие ветвления ветвей мультиверса является общепризнанным в эвереттизме, то понятие склеек, по крайней мере, пока, чаще относится к сфере эвереттики [6,8]. Как показал Ю.А. Лебедев, следует учитывать, что память, по Эверетту, является параметром всякой волновой функции. Этот учет позволяет объяснить возникновение «стрелы времени» в мультиверсе: она является следствием возрастания объема памяти при любых взаимодействиях. У каждого электрона, фотона, нейтрино появляется собственная история, поэтому картина мироздания качественно усложняется [7]. В тоже время, в каждом эвереттовском мире возможны свои, отличные от других свойства пространства-времени.
Согласно «расширенной» версии концепции Эверетта, разработанной доктором физико-математических наук, ведущим научным сотрудником Физического института им. П.Н. Лебедева РАН М.Б. Менским [9,10] и получившей название РКЭМ (расширенная концепция Эверетта-Менского), сознание (а именно, глубинные слои его, «корень сознания», присущие всем живым системам) есть функция выбора одной из множества альтернативных классических реальностей – проекций единого квантового мира. Более того, определение сознания как разделения альтернатив, по Менскому, возможно, есть и определение жизни в самом общем понимании этого слова. Возникает «квантовое расслоение» сознания, так что любой индивидуальный наблюдатель воспринимает лишь одну классическую картину мира (проекцию единого квантового мира) из всех возможных. Способность воспринять информацию из «другой реальности» квантового мира, (в том числе интуиции, метафизические и научные озарения) по Менскому, лежит «на границе сознания», «на грани бессознательного». Он считает, что доказательства такой картины Мира можно найти на основании наблюдения за работой сознания.
Доктор физико-математических наук, специалист по квантовой оптике Л.В. Ильичев из Новосибирского Государственного Университета, разрабатывает предложенную им ранее [4,5] модель формирования в сознании наблюдателя картины окружающего мира. В ней различные альтернативные картины мира соответствуют ветвям Мультиверса (граням «кристалла Менского») эвереттовской интерпретации квантовой механики. Согласно модели, каждое зафиксированное событие есть один из возможных результатов однократного применения определенной квантовой операции. Наблюдатель при этом может выбирать так называемое распутывание данной квантовой операции, меняя воспринимаемый набор событий, характер и объём воспринимаемой информации, что допускает анализ в рамках элементарной теории информации. Распутывание рассматривается как процедура неосознанного «нацеливания» наблюдателя на ту или иную трактовку получаемой информации.
Содержание и объем воспринимаемой и запоминаемой наблюдателем информации зависит и от его структуры (его физиологии в широком смысле этого слова), и от используемого распутывания. Применительно к последовательностям событий, т.е. к историям, существуют аналогичные распутывания, в том числе и экстремальное, которое обладает нетривиальными свойствами. Экстремальное распутывание историй обеспечивает наблюдателю «экстремальные» предсказательные возможности, позволяющее предвидеть максимально эффективно ход данной истории. Это так называемая «квантовая прогностика», обусловленная «зацепленным распутыванием» (entanglement unraveling), когда последовательность впечатлений, воспринимаемая наблюдателем при таком распутывании становится своеобразным «сейчас», имеющим свою внутреннюю структуру, образованную конкретным порядком элементарных впечатлений в истории [5]. Подобное возможно только ценой отказа от возможности вмешательства в процесс восприятия до завершения истории, особым переживанием времени. Вопрос о реализуемости таких экстремальных распутываний, по Л.В. Ильичеву, остается открытым.
Итак, состояния психики, обусловленные «entanglement unraveling» должны обладать следующими свойствами: чувством аномального предвидения «хода событий», невозможностью волевого вмешательства в процесс восприятия, изменением восприятия времени, что практически совпадает со «способностью к ясновидению, телепатии или «шестому чувству», «магическому мышлению» при шизотипическом расстройстве.
Ильичев придерживается реляционной трактовки понятия квантового состояния. «Квантовое состояние» - всегда есть представление знания о системе некоторой другой системы – наблюдателя. Поэтому разные наблюдатели могут приписывать одной и той же системе разные состояния. Не существует неких «истинных состояний». Реальность может быть разной для разных наблюдателей [4].
Даже один и тот же человек, но с разным состоянием психики (входящий в разные психопатологические миры) по-разному воспринимает окружающий мир, что определяет его поведение. А находящиеся рядом люди с разным распутыванием воспринимают разный набор событий. Они объективно, физически находятся в разных мирах, зачастую с разными свойствами пространства-времени, (вспомним трактовку Вадимом Рудневым сюжета «Расемон») [14].
Есть попытки использовать для описания подобных феноменов понятие виртуальной реальности (ВР) [12]. Виртуальные реальности (ВР) определяют обычно как искусственные миры, создаваемые компьютерной системой. В ВР реально работают обратные связи от нереальных, существующих лишь в математическом пространстве компьютера мнимых объектов. Иное понимание ВР включает и реальности, рождённые психикой человека без помощи техники, реальности психических расстройств, допускает объективность их существования. Эти ВР могут иметь в основе «параллельные миры» эвереттизма. Правомерен вопрос: какими свойствами может обладать пространство-время этих эвереттических реальностей (они же психопатологические миры В. Руднева).
В контексте реляционной трактовки понятия квантового состояния, «распутывания» Л.В. Ильичева, представлений М.Б. Менского о природе научной интуиции, научных откровений как получения информации из иных ветвей Мультиверса (граней «кристалла Менского») по-новому видится роль шизотипического дискурса (основы культуры XX века по Вадиму Рудневу) и личностей, через бессознательное которых в наш мир вошла эта информация. Многие психопатологические феномены получают свое объяснение в рамках развития концепции эвереттики, а ансамбли различных психопатологических миров, в которые может «входить» человек, ждут дальнейшего исследования своих временных свойств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков П.В. Разнообразие человеческих миров. М.: Аграф, 2000. - С. – 306 - 339.
2. Дойч Д. Структура реальности. Ижевск.: НИЦ «Регулярная и хаотическая
Динамика», 2001. - 400 с.
3. Everett H. lIl. «Relative State» Formulation of Quantum Mechanics //Reviews of modern physics. 29 (3), 1957. - P. 454 – 462.
4. Ильичев Л.В. Элементы квантовой метафизики: Учеб. пособие. Ч.1. –
Новосибирск, НГУ; Институт автоматики и электрометрии СО РАН,
2006. - 64 с.
5. Ильичев Л.В. «Свободный выбор «распутывания» восприятия окружающего мира наблюдателем», Сайт МЦЭИ (http://www.everettica.org/article.php3?ind=145).
6. Лебедев Ю.А. Неоднозначное мироздание. Кострома, 2000. - 320 с.
7. Лебедев Ю.А. Природа необратимости с позиций эвереттики // Необратимые процессы в природе и технике. Ч. 1. – ФИАН, 2007. - С. 595 – 598.
8. Лебедев Ю.А. «Доски судьбы» как эвереттический мир Хлебникова.
Сайт (http://www.ka2.ru/nauka/lebedev_1.html).
9. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Фрязино, «Век 2», 2005. – 320 с.
10. Mensky M.B. Postcorrection and mathematical model of life in Extended
Everett's Concept // NeuroQuantology, Vol 5, No 4, 2007. – P. 363 - 376 .
11. Никонов Ю. В. Многомировая интерпретация диссоциативных расстройств психики // Созн. и физ. реальность. 2006. Т. 11, N2. - C. 32-35.
12. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. - 432 с.
13. Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. Издательство РХД, 2007. – С. 655.
14. Руднев. В.П. Диалог с безумием. М.: Аграф, 2005. - 320 с. |